Изменения в законах с 2022 года

Изменения в законах с 2022 года

О которых нужно знать предпринимателям
Рассказываем о самых важных изменениях в законодательстве, которые нужно учесть предпринимателям в 2022 году.

Новый порядок выдачи электронных подписей

В соответствии с новым законом, электронную подпись руководителя организации или ИП можно будет получить только в удостоверяющем центре ФНС или у её доверенных лиц. Коммерческие удостоверяющие центры больше не смогут выдавать такие подписи.
ФНС выдает подписи бесплатно, но нужно за свой счёт купить специальный носитель, на который её запишут.
Важно. Если в 2021 году вы получали электронную подпись в удостоверяющем центре, который уже прошел аккредитацию по новым правилам, её можно использовать до конца срока действия. Подписи, которые выдали до 1 июля 2021 года в неаккредитованных центрах, с 2022 года не действуют.
Чтобы сотрудники могли подписывать документы компании, для них нужно приобрести отдельные подписи. Их могут выдавать аккредитованные коммерческие центры. Чтобы использовать такие подписи в работе, сотрудникам понадобится машиночитаемая доверенность.

Новая сумма страховых взносов ИП за себя

Два года страховые взносы оставались на одном уровне, но с 2022 года они повысятся.Индивидуальным предпринимателям за полный 2022 год нужно будет заплатить 43 211 ₽, из этой суммы 34 445 ₽ идёт на счёт обязательного пенсионного страхования, а 8 766 ₽ — обязательного медицинского.
С доходов свыше 300 000 ₽ по-прежнему нужно дополнительно отчислять 1% на пенсионное страхование, причём максимальная сумма выплат за 2022 год не может превышать 275 560 ₽.

Новый МРОТ

Минимальный размер оплаты труда по сравнению с 2021 годом вырос на 1098 ₽ и теперь равен 13 890 ₽.
Зарплата работника за полный месяц не может быть ниже МРОТ, поэтому не забудьте проиндексировать зарплаты, чтобы не получить штраф от трудовой инспекции.
Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ действуют региональные МРОТ, которые могут быть выше федерального. Если не можете платить установленный местными властями минимум, нужно написать отказ от присоединения к региональному соглашению по МРОТ с указанием причин.

Налоговые льготы для общепита

Рестораны, кафе, бары и прочие организации общепита, которые применяют общий налоговый режим, смогут не платить НДС с 2022 года в трёх случаях.
  1. Если доход за прошлый год не превысил 2 млрд ₽.
  2. Если доля доходов непосредственно от общепита в прошлом году была не менее 70%.
  3. Если основной ОКВЭД, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, относится к классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков».
Новые предприятия общепита, которые зарегистрируются в 2022 и 2023 годах, первый год смогут сразу работать без НДС независимо от доходов.
С 2024 года появится ещё одно условие: работать без НДС можно будет, только если зарплата работников в прошлом году была не ниже среднеотраслевой. Специально заявлять о льготе не нужно, можно просто работать без НДС, если соответствуете требованиям. Если, наоборот, хотите отказаться от послаблений, нужно написать заявление в ИФНС.
Для крупных организаций общепита с численностью сотрудников от 250 до 1500 есть ещё одна льгота. Они смогут считать страховые взносы за персонал по сниженным ставкам, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса. Это в совокупности 15% вместо 30%. Сниженная ставка действует на ту часть зарплаты, которая превышает МРОТ.
Льгота по взносам привязана к льготе по НДС. То есть без освобождения от НДС нельзя применять сниженную ставку по взносам.

Единый налоговый платёж для предпринимателей и организаций

Обычно для того чтобы перечислить в бюджет налог, сбор, страховые взносы, нужно каждый раз заполнять отдельную платежку с разными реквизитами. С 2022 года желающие могут упростить этот процесс и сделать единый налоговый платеж.
Как работает единый платеж. Организация или предприниматель заранее перечисляют на свой лицевой счёт какую-либо сумму, а когда приходит время, налоговики сами списывают оттуда сколько нужно на каждый вид налога или взноса. То есть вы просто периодически пополняете кошелёк, из которого государство забирает деньги на налоги. Эта схема уже действует для физлиц, теперь её распространят и на бизнес.
Таким способом можно оплачивать налоги и авансовые платежи по ним, сборы, страховые взносы, пени и штрафы. Отчёты придется сдавать, как и раньше, но для тех, кто практикует единый налоговый платёж, появится ещё одна обязанность.
За 5 рабочих дней до срока уплаты налога нужно будет рассчитать его сумму и отправить налоговикам уведомление: так они узнают, сколько денег списывать. Уведомление о суммах НДФЛ с зарплаты сотрудников нужно будет отправлять не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.
Пока это только эксперимент и поучаствовать в нем можно добровольно с 1 июля по 31 декабря 2022 года. Если хотите присоединиться, в марте 2022 года нужно пройти сверку расчётов с налоговой инспекцией. Если нет разногласий, с 1 по 30 апреля, но не позже, чем через месяц после подписания акта сверки, нужно подать в ИФНС заявление в электронном виде. Формы заявления пока нет.

Электронный кадровый документооборот (ЭКДО)

Документы, связанные с трудовыми отношениями, теперь можно оформлять только в электронном виде и не дублировать на бумаге. По новым правилам, которые прописаны в статьях 22.1-22.3 Трудового кодекса, любой работодатель при желании может перейти на кадровый документооборот в электронном виде.
ЭКДО распространяется не на все кадровые документы. Нельзя заменить электронными аналогами:
  • трудовые книжки;
  • приказы (распоряжения) об увольнении;
  • акты о несчастном случае на производстве;
  • документы, подтверждающие прохождение инструктажа по охране труда.
ЭКДО можно вести с помощью портала «Работа России» или другой коммерческой системы. Если вы решили перейти на электронный кадровый документооборот, нужно разработать внутренний регламент, в котором подробно прописан порядок работы с документами, уведомить работников и получить их письменное согласие. Без согласия сотрудника заставить его перейти на ЭКДО нельзя и придется документы оформлять на бумаге. Согласие работника не нужно только в одном случае — если его приняли на работу после 31 декабря 2021 года и у него ещё нет трудового стажа.
Обеим сторонам ЭКДО понадобится электронная подпись, и если у работника её нет, работодатель должен оформить ему подпись за свой счёт. Какую именно электронную подпись нужно использовать, зависит от вида документа — все варианты прописаны в Трудовом кодексе.

Новый налоговый режим – АУСН

Пока это только законопроекты (20281-8 и 20492-8), но если их примут, уже с 1 июля 2022 года в четырёх регионах России в качестве эксперимента будет действовать новый налоговый режим — автоматизированная упрощённая система налогообложения. Эксперимент пройдет в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан.
Участвовать в эксперименте по желанию смогут организации и ИП с доходами до 60 млн ₽ в год и штатом сотрудников до пяти человек. Они будут платить налог по ставкам на выбор: 8% с доходов или 20% с доходов за минусом расходов с минимальным налогом 3% от дохода.
Ставки выше, чем на стандартной УСН, но при этом не нужно будет сдавать декларацию по доходам и отчёты для работодателей, а также платить страховые взносы за сотрудников и фиксированные страховые взносы ИП за себя.
Сумму налога будет считать налоговая инспекция на основании данных от банка, онлайн-кассы и других сведений, которые ИП или организация передадут через личный кабинет на сайте ФНС. Каждый месяц сумма налога будет отображаться в личном кабинете и передаваться в банк. Налогоплательщик может разрешить своему банку автоматически перечислять налог.
Чтобы применять новый режим, нужно будет уведомить об этом ИФНС до конца предшествующего года через личный кабинет или свой банк. Новые организации и ИП должны будут отправить уведомление в течение 30 дней после регистрации. Для тех, кто захочет перейти на режим с начала его действия 1 июля 2022 года, возможно, установят отдельный срок.

Новые формы отчётов

Изменятся формы для шести важных отчётов. Уже можно скачать их по ссылкам с сайта ФНС.

К чему приготовиться в 2022 году

  1. Руководители организаций и ИП смогут получать электронные подписи только в ФНС или у её доверенных лиц. Подписи для сотрудников можно будет получить в аккредитованных удостоверяющих центрах, но чтобы ими воспользоваться, нужна будет доверенность.
  2. ИП заплатят больше взносов за себя, чем в 2021 году — 43 211 ₽.
  3. МРОТ вырастет на 1098 ₽ и составит 13 890 ₽. Тем, кто платит сотрудникам минималку, нужно будет поднять зарплату до этого уровня.
  4. Общепит сможет не платить НДС. Страховые взносы для крупных игроков отрасли, где сотрудников больше 250 и меньше 1500, будут меньше.
  5. В качестве эксперимента появится возможность платить налоги одной суммой, которую налоговики сами распределят по всем видам платежей и взносов.
  6. Работодатели при желании смогут отказаться от большинства кадровых документов на бумаге и перевести их в электронный вид.
  7. В четырёх регионах России некоторые ИП и организации смогут опробовать новый налоговый режим — автоматизированную упрощённую систему.
  8. Для шести отчётов теперь разработаны новые формы.
noteimage
Поможем подобрать эффективные инструменты для вашего бизнеса. Оставьте заявку, и наши специалисты проведут бесплатную консультацию.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
Статьи Статья по теме #управление, #законы