Как рассчитать чистую прибыль

Основы финансового анализа
Начинающие предприниматели сосредотачиваются на поиске клиентов и обучении персонала, а вот такие простейшие вещи, как расчет прибыли, не учитывают. Об алгоритмах и формулах расчета чистой прибыли и простейшем финансовом анализе — в нашей статье.

Что такое чистая прибыль

Чтобы понимать, как рассчитать чистую прибыль, предпринимателю необходимо в первую очередь разбираться в терминологии — знать, что есть что.
Чистая прибыль — это средства, оставшиеся в активе предпринимателя после уплаты налогов и вычета всех возможных затрат, в том числе расходов на зарплату персонала и закупку товаров. В отличие от других видов прибыли, чистая считается наиболее точным и ясным показателем.
Чистым доходом называют совокупность всех доходов от хозяйственной и любой другой деятельности компании. Налоги здесь не учитываются.
Выручкой называют сумму всех денежных средств, полученных за реализацию товаров или услуг компанией или ИП. То есть это все деньги, полученные за деятельность предприятия до вычета каких-либо расходов.
Себестоимость товаров — это сумма расходов предприятия, затраченных изготовление и реализацию продукции.
Затраты на рекламу, оплату труда продавцов, упаковку и всего, что касается продажи товаров и услуг называются коммерческими расходами.
Управленческие расходы — это траты на содержание отдела кадров, бухгалтерии, аудиторские и консультационные услуги. Словом, все то, что не касается продаж напрямую, но является значимым аспектом предпринимательской деятельности.
Прочими расходами в балансе называют траты на сертификацию товаров, проценты по кредиту, расходы на подбор персонала, платежи за аренду помещения.

Как рассчитать чистую прибыль предприятия

Рассчитать сумму чистой прибыли можно при помощи нескольких формул расчета прибыли, различающихся лишь разной степенью подробности. Самая подробная выглядит следующим образом:
ЧП = В – СТ – УР – КР – ПР – Н,
Где ЧП — чистая прибыль, В — выручка, СТ — себестоимость товаров, УР — управленческие расходы, КР — коммерческие расходы, ПР — прочие расходы и Н — налоговые сборы.
Рассмотрим расчет чистой прибыли на примере ООО «Вектор», магазина мебели. Выручка у компании составила 850 000 рублей. Товары стоили 240 000 рублей, на управленческие и коммерческие расходы было потрачено еще 210 000 рублей. Прочих расходов не было. И, наконец, компании пришлось заплатить налоги в размере 130 000 рублей.
Тогда расчет выглядит следующим образом:
850 000 – 240 000 – 210 000 – 0 – 130 000 = 270 000 рублей — чистая прибыль магазина.

Методы анализа чистой прибыли

Для повышения эффективности компании объемы полученных средств анализируют. Существует несколько способов анализа чистой прибыли:
Сравнительный метод использует официальную статистику выручки, прибыли, производства и других факторов. На основе этих показателей сравниваются различные отрасли и компании. Этот метод еще часто называют пространственным.
Факторный метод исследует влияние отдельных показателей и факторов на конечный результат — прибыль. Эти показатели могут быть внешними или внутренними. Внешние — это себестоимость товара, цены на сырье и энергию, погодные условия и так далее. Внутренние — размер трат до и после реализации товаров, показатели себестоимости, объемы выручки. Внешние факторы играют роль для прибыли до вычета налогов, внутренние воздействуют на валовую прибыль предприятия.
Структурно-динамический метод сравнивает каждую позицию отчетности за конкретный временной период и исследует их влияние на итоговые показатели. Эта методика помогает отследить динамику экономического роста предприятия.
Индексный метод использует в своей основе относительные величины, индексы, для того, чтобы сравнить те или иные показатели.

Расчет рентабельности предприятия

На основе показателей прибыли рассчитывают рентабельность предприятия. Рентабельность — это показатель эффективности деятельности компании, отражающий степень продуктивного использования трудовых, денежных и других ресурсов. Если этот показатель низкий, то предприятие убыточное. Фактически, все показатели рентабельности делятся на две большие группы. Одна касается продаж, а другая — активов.
Рентабельность продаж отображает процент прибыли в заработанных средствах. Показатели рентабельности продаж разнятся в зависимости от отрасли и компании. Эти показатели — основа для выстраивания ценовой политики фирмы. Рассчитать рентабельность продаж по чистой прибыли можно по следующей формуле:
РП = ЧП/В,
Где РП — рентабельность продаж, ЧП — чистая прибыль и В — выручка.
Рентабельность активов показывает, приносят ли прибыль денежные средства, вложенные в имущество компании. Этот показатель отображает в процентах эффективность компании в динамике, за определенный отрезок времени. К примеру, у транспортной компании есть 4 автобуса стоимостью 4 миллиона рублей каждый. Автобусы приносят по 1 миллиону рублей в год. Тогда рентабельность их  составляет 25%. Рассчитать этот показатель можно по следующей формуле:
РА = П/СВА,
Где РА — рентабельность активов, П — прибыль, а СВА — средняя величина активов.

Распределение чистой прибыли

Система распределения прибыли должна в первую очередь учитывать обязательные платежи в пользу государства. Заработная плата, закупка товаров и другие расходы — все потом, после налогов. Каких-то определенных нормативов, куда должна распределяться прибыль, государство не устанавливает, но подразумевает, что на предпринимателе в первую очередь лежит ответственность за выплату зарплат. То есть сначала налоги, потом зарплаты — и только потом все остальное.
Часть прибыли от деятельности компании нужно откладывать. В зависимости от устава предприятия формируют фонды специального назначения или составляют смету расходов на определенные цели. Ими могут быть развитие производства, социальные нужды или денежное поощрение персонала. Только оставшаяся, нераспределенная прибыль свидетельствует о финансовой устойчивости компании.

Рассчитываем чистую прибыль:

  1. Чистая прибыль — это средства, оставшиеся на балансе компании после уплаты налогов и вычета всех возможных затрат.
  2. Методы анализа чистой прибыли нужны для повышения экономической эффективности предприятия.
  3. На основе показателей прибыли предприятия высчитывается его рентабельность. Если показатель отрицательный — предприятие нерентабельно.
  4. Система распределения прибыли требует от предпринимателя в первую очередь выплат налоговых платежей, затем начисления зарплат и только потом — остальных расходов.
  5. О финансовой устойчивости компании свидетельствует нераспределенная прибыль, которая не идет в фонды развития предприятия или на начисление премий.