Планирование прибыли

Как рассчитать заранее
Основная цель работы предприятия — приносить прибыль. Обученный персонал, налаженные рабочие контакты и даже позитивный образ компании значат очень мало, если фирма не приносит никакого дохода. Важно рассчитывать свои силы и планировать прибыль заранее на основе своих ресурсов и рыночной ситуации. О том, как рассчитать планируемый доход — в нашей статье.

Что такое прибыль

Прибыль — это разница между средствами, полученными с продажи товаров или услуг, и затратами на их выполнение. Показатели прибыли нужны для расчета рентабельности предприятия и налогооблагаемой базы. Также положительная прибыль может стать основой для будущих инвестиций компании, а также планирования расходов на фиксированный временной период.
В российском законодательстве для расчета налогооблагаемой базы вводятся понятия чистой, балансовой, валовой и поступившей от продаж прибыли, а также выручки.
Выручка — это все средства, полученные за продажу товаров или услуг без учета затрат на их производство. Выручка — главный показатель для расчета прибыли. Она отражает поступления денежных средств от деятельности компании. К примеру, сдача помещения в аренду или дивиденды по банковским вкладам выручкой не считаются.
Поступившая от продаж прибыль — это выручка за вычетом себестоимости товаров. Никакие расходы кроме себестоимости при расчете этого параметра не учитываются. Валовая прибыль учитывает технологическую себестоимость товаров. Этот финансовый показатель учитывает расходы на производство электроэнергию, топливо, материалы, оборудование, инструмент и оснастку. Другими словами, валовая прибыль — показатель более точный, нежели прибыль, поступившая от продаж.
Термин «балансовая прибыль» включает в себя все возможные доходы и расходы компании. Сюда включают выручку за продажу товаров и услуг, а также прочие доходы, которые получает компания. Прочими доходами считаются поступления за право использования патента, арендная плата за помещение или оборудование, проценты по ценным бумагам, средства от продажи активов, штрафы и неустойки. Балансовая прибыль всегда отражается за фиксированный временной период.
Наконец, операционная прибыль отображает прибыль за вычетом всех расходов, связанных с реализацией товаров или услуг.
В зависимости от объема издержек прибыль разделяют на бухгалтерскую и экономическую. Во время расчета бухгалтерской прибыли учитываются все внешние издержки — расходы на зарплату, аренду помещения, затраты на производство и логистику. Экономическая же учитывает как явные, так и неявные издержки. К примеру, неявными издержками считается та прибыль, которую предприниматель мог бы получить, работая в другой сфере. Также к неявным издержкам можно отнести продажи на другой точке или даже зарплату в качестве наемного работника в другой компании. Но для расчета и планирования экономической прибыли обычно учитывают только возможности продажи и производства в других условиях. Для расчета экономической прибыли нужно вычесть из бухгалтерской все неявные издержки.

Виды планирования прибыли

В зависимости от сроков, на которые рассчитывается прибыль, планирование бывает долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочное планирование — это «бег на длинные дистанции». Здесь предприниматели выставляют планы как минимум на 5 лет. Долгосрочное планирование необходимо для определения потребности в капитале, дополнительном инвестировании. Также в условиях долгосрочного планирования можно предполагать прибыль от побочных источников — выплаты за  использование патента или имущество компании. На этапе долгосрочного планирования рассчитывается не столько выручка, сколько формируются цели и задачи компании в перспективе. В таких планах много неопределенности — сложно сказать, каким будет рынок через 10 лет.
Среднесрочное планирование — это расчет на 1-3 года. Такие планы более подробны за счет того, что ситуацию на рынке на средней дистанции проще предсказать. При среднесрочном планировании упор делается не на цели и задачи, но на распределение ресурсов. Именно в таких планах учитывается замена оборудования, обучение персонала или другие капитальные вложения.
При краткосрочном планировании учитываются меньшие сроки — месяц, квартал или полугодие. В более короткие сроки можно планировать объем выручки за товары или услуги. Хотя это и плавающая величина, но планирование выручки на месяц работает с достаточной точностью. План производства или товарооборота — пример краткосрочного планирования.

Как рассчитать и запланировать прибыль

Будущую прибыль предприятия можно рассчитать несколькими способами :
  • Метод прямого счета. Такой способ расчета используется, когда у компании маленький ассортимент товаров. При большой номенклатуре планировать прибыль методом прямого счета слишком трудоемко. Согласно этому методу прибыль рассчитывается как разница между выручкой за продажу товаров и их себестоимостью, включая налоги. Расчет ведется согласно этой формуле:
    П = (КхЦ) - (КхС),
    где П — вычисленная прибыль, К — количество произведенного товара, Ц — цена за его единицу и С — себестоимость.
  • Нормативный метод сводится к расчетам плановой прибыли согласно разработанным нормам. Эти нормы отражают расход ресурсов на единицу продукции. Нормативный метод не является гибким. При меняющихся ценах на топливо или материалы для производства товара план согласно такому методу будет недостоверным.
  • Метод экстраполяции. Такой способ планирования учитывает предыдущие показатели прибыли. Согласно прибыли за несколько предыдущих лет, затратам на производство и аналитике спроса выстраивается прогноз прибыли на будущий год. Метод экстраполяции — один из самых популярных для расчета, хотя и несколько сложный для бизнесменов без опыта финансового анализа.
  • Аналитический метод. Этот метод учитывает прогнозируемые факторы на прибыль, не пользуясь данными за предыдущие периоды. Учитываются предполагаемые отпускные цены, затраты на производство и логистику, ожидаемый объем сбыта продукции. Проанализировать все показатели, способные повлиять на прибыль компании, сложно. Поэтому таким методом пользуются лишь крупные корпорации, у которых есть ресурсы на обработку всех данных и надежные источники их получения.
Небольшим компаниям лучше выбирать метод прямого счета. Он простой и для его расчета не потребуется больших трудозатрат.
Планировать прибыль невозможно, если не анализировать динамику продаж. В этом может помочь система «Мобильное предприятие» от Билайн Бизнес. С помощью всего одного инструмента вы сможете систематизировать базу клиентов, проанализировать эффективность рекламных кампаний и сделать полную аналитику по продажам.

Факторы, которые влияют на прибыль

Прибыль — зыбкая величина, которая зависима от множества факторов и параметров. Эти факторы бывают внутренними и внешними.
Внутренние факторы — это то, что зависит от компании. Сюда относят компетентность руководства и персонала, производительность труда, состояние оборудования, организацию и управление. Факторы, которые касаются производства, можно изменить в ту или иную сторону — закупить новые станки, обучить сотрудников, ввести новые методики работы. Это поможет увеличить прибыль.
Внешние факторы независимы от компании. Это могут быть природные условия, особенности рынка, нормативное регулирование, цены на сырье и так далее. Внешние факторы влияют на объемы прибыли не напрямую, а через объем продаж и себестоимость.

Коротко о главном:

  1. Прибыль — показатель успеха компании. Планирование прибыли необходимо для расчета расходов на фиксированный временной период, определения возможности расширения или инвестиций.
  2. Планирование прибыли может быть кратко-, средне- или долгосрочным. На небольшие сроки работы разрабатываются более подробные планы, и наоборот.
  3. Маленьким предприятиям проще использовать метод прямого счета для планирования прибыли.
  4. На объемы прибыли влияет ряд факторов, внутренних и внешних. Внутренние — это параметры, зависящие от компании, которые можно менять и улучшать. Внешние влияют на прибыль компании опосредованно, а повлиять на них невозможно.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
Статьи Статья по теме #продажи, #кейс, #управление