Владельцы и руководители автотранспортных предприятий делятся подсчетами: нечистые на руку водители крадут топливо на 250–300 тысяч рублей в год с одной корпоративной машины.
Водители оправдываются несправедливо низкой зарплатой и считают продажу краденого бензина едва ли не премией. Руководители покрывают ущерб, снижая сотрудникам заработную плату, а те в ответ крадут еще больше.
Изменить сложившуюся ситуацию можно, если снабдить автомобили эффективными системами контроля. Расскажем, какими средствами можно бороться с водителями-мошенниками.
Способы махинаций
Слить топливо из бака. Способ не требует изобретательности или специального оборудования. Водитель с помощью шланга и запасной канистры сливает бензин из топливного бака. За один раз можно «незаметно» украсть до 50 л горючего и списать перерасход объективными факторами: использование кондиционера, метеорологические условия, изношенность покрышек, загруженность авто (пустой MAN 23463 расходует 20 литров, а с грузом 15 тонн – 35 литров), покрытие дороги, работающая морозильная камера, использование доп.двигателей.
Чтобы скрыть следы хищения, водитель подкручивает одометр. По отчетам расход бензина соответствует пробегу.
Самые изощренные мошенники ставят на автомобиль дополнительную емкость и соединяют ее с основным баком сливной магистралью. За 3–5 заправок в резервуаре накапливается несколько сотен литров горючего, которые водитель сливает и продает.
Ущерб от одного слива при цене топлива 37–42 ₽ за литр составляет в среднем 1900–2100 ₽ на машину.
Купить «левые» чеки. Такое мошенничество процветает в компаниях с системой подотчетных средств, когда расходы на бензин сотрудник подтверждает чеками с АЗС. В действительности он приобретает их в некой компании за 50–200 ₽, машину заправляет дешевым топливом, а разницу кладет в карман.
Цены на литр топлива в соседних регионах отличаются на 2–4 рубля. Дальнобойщики вешают дополнительный бак, затариваются по полной дешевым бензином, а для отчетов собирают чеки с максимальной стоимостью.
Сергей Х., водитель корпоративной машины
Сергей Х., водитель корпоративной машины
Для примера
Цена литра бензина АИ-95 в Москве на момент написания статьи — 42,72 ₽, а в соседней Костроме — 39,5 ₽. Разница в 3,22 ₽ с одного литра при объеме 500 л дает экономию 1610 ₽. Отнимаем стоимость «левого» чека для отчетности и получаем экономию около 1500 рублей с одной заправки. Обналичить корпоративную карту. Чтобы пресечь покупку подложных чеков, в некоторых компаниях водителю выдают топливную карту вместо подотчетных денег. Руководитель может увидеть детализированный отчет по всем операциям: где, когда и на какую сумму водитель приобрел горючее.
Водитель накручивает пробег и договаривается с оператором АЗС об обналичивании денег за лишние километры. Оператор списывает с карты средства, например, за 200 л, а в бак заливает 160 л. Разницу оператор и водитель делят между собой.
Еще одна схема: опытный водитель на стиле вождения может сэкономить до 8 л горючего с каждых 100 км. Когда экономия достигает нескольких сотен рублей, он по корпоративной карте заправляет чужую машину, а деньги за бензин берет себе.
Сделать дополнительный рейс. Чаще других на рейсах сверх плана зарабатывают водители пассажирского транспорта. Они успевают за день сделать дополнительный круг и забирают себе оплату проезда. Чтобы в парке не заметили махинаций, магнитом блокируют датчик движения.
Намотать дополнительные часы. У водителей спецтехники расход топлива рассчитывают по количеству отработанных часов. Для этого на машину устанавливают счетчики моточасов. Нечестные водители в часы простоя гоняют машину на холостом ходу, а неизрасходованную солярку продают.
Установить антитахограф. Когда на машине установлен тахограф, простая подмотка одометра не поможет. Основное назначение прибора — регистрировать периоды работы и отдыха водителя. Для этого в памяти тахографа сохраняется информация о скорости, пробеге, времени движения. Фальсифицировать запись невозможно, поэтому руководители используют тахографы для контроля за работой водителей.
Чтобы обмануть работодателя, водителю нужно «заставить» тахограф работать в собственных интересах. Он встраивает в систему специальный прибор, который включает тахограф и наматывает лишние километры. Цифровой антитахограф полностью имитирует работу датчика скорости движения автомобиля. Машина стоит на стоянке, а тахограф наматывает лишний километраж. Израсходованное топливо идет на обогащение нечестного сотрудника.
Смухлевать можно при любых средствах контроля, потому что приборы учета имеют погрешность 10%, плюс 5–10% сэкономишь на стиле вождения. Эти излишки реально изъять.
Сергей Х., водитель корпоративной машины
Сергей Х., водитель корпоративной машины
Установить и подключить устройство под силу даже начинающему водителю
Как предотвратить воровство
Есть несколько способов предотвратить кражу топлива: нормативы, тахографы, системы мониторинга, комплексные решения. Мы попросили экспертов прокомментировать их эффективность.
Чтобы водители не воровали, нужна достойная зарплата и контроль. При таких условиях что-то творить внаглую нормальный человек не будет, а безбашенных быстро вычислят и уволят.
Сергей Х., водитель корпоративной машины
Сергей Х., водитель корпоративной машины
Топливные нормативы. Не все автотранспортные предприятия готовы тратить деньги на монтаж дополнительного оборудования: тахографа, счетчика, навигатора. Организация ведет расход топлива по нормативам. За основу берут норму расхода, установленную автозаводом, и умножают на коэффициент перерасчета.
Коэффициент учитывает погодные условия, нагрузку, работу дополнительного оборудования, стиль вождения и марку машины, но в него закладывают погрешность 10–20%.
Есть объективные обстоятельства, при которых расход топлива меняется в большую или меньшую сторону: работающий кондиционер, объездная дорога, технические неисправности автомобиля. Поэтому топливные нормативы лучше вводить в комплексе с другими средствами контроля.
Мы для себя нашли способ, при котором подмотка водителю не выгодна. Практическим путем вычислили расход топлива для каждой машины и установили норматив. Водитель может лишь сэкономить в пределах допустимого порога расхода.
Карина Аксенова, финансовый директор транспортного агентства «Автогарант 2000»
Карина Аксенова, финансовый директор транспортного агентства «Автогарант 2000»
Тахограф. Прибор собирает информацию с трех источников: системы спутникового слежения, акселерометра — прибора, который измеряет ускорение, — и датчика скорости. Тахограф регистрирует время, скорость, километраж, периоды труда и отдыха. Цель прибора — упорядочить работу водителей, но руководитель может использовать прибор для контроля.
Специалисты рекомендуют снимать информацию с тахографа не реже 1 раза в месяц, а в идеале — устраивать проверку 1–3 раза в неделю. Лучше не планировать конкретный день, а назначать плавающую дату, чтобы водители не могли подготовиться.
Скрыть воровство можно, если откалибровать тахограф в сервисном центре. Стоимость услуги в Москве — от 2500 рублей. Если водитель не будет знать о сроках проверки прибора, то будет вынужден выполнять калибровку тахографа несколько раз в месяц, а это оставит его без прибыли.
Особо рискованные водители глушат сигнал со спутника и с датчика скорости. Но на тахограф продолжает поступать импульс с акселерометра, и фальсификацию легко обнаружить.
Тахограф лишает водителей возможности подкручивать показания счетчиков, но у них остается возможность «химичить» с дешевым бензином или сваливать перерасход топлива на объективные условия.
Средняя стоимость калибровки тахографа в сертифицированном сервисном центре Москвы
Системы мониторинга. На современных автомобилях установлена система навигации. Спутниковый навигатор регистрирует маршрут, а тахограф учитывает пройденный путь, скорость и время в пути. Объединив показания двух приборов, руководитель получает наглядную картину движения автомобиля.
Но и она не дает полной уверенности: водители могут отключить или заглушить сигналы приемника обыкновенным пакетиком из фольги, который надевают на приемник. Пока машина находится в «слепом» режиме, водитель может действовать безнаказанно: в гараже все приборы работают безотказно, а мошеннические действия доказать невозможно.
Единый мониторинг — М2М. На машины устанавливают датчики контроля топлива, подключают систему навигации и систему мониторинга. Корпоративный смартфон или планшет подключают к оператору сотовой связи.
Руководитель получает полный контроль над автомобилем в течение рабочего дня. В режиме реального времени он отслеживает информацию по маршруту, пробегу, скорости, расходу и уровню топлива, месте и времени стоянок. Может оценить качество и стиль вождения.
Такая система позволяет полностью контролировать работу автомобиля и действия водителя и не дает возможности смошенничать.
Единоразовые вложения в 1 машину составят от 17 тысяч рублей, при этом минимальный ущерб от воровства — от 3 тысяч рублей в месяц.
На машины устанавливают датчики контроля топлива, подключают систему навигации и систему мониторинга.
На машины устанавливают датчики контроля топлива, подключают систему навигации и систему мониторинга.
Пока остается хоть малейшая возможность, водители не перестанут воровать. Можно экономить на средствах проверки и смириться, что водители изымают излишки. А можно вложить средства в приборы контроля.
Карина Аксенова, финансовый директор транспортного агентства «Автогарант 2000»
Карина Аксенова, финансовый директор транспортного агентства «Автогарант 2000»
Как поймать водителя-вора
Если нет возможности внедрить дорогостоящие системы мониторинга, достаточно ужесточить контроль или поменять принцип проверки.
- Тестовые рейсы. Руководитель или доверенное лицо (заведующий гаражом, главный механик) не реже одного раза в три месяца тестирует расход машины: выезжает в рейс вместе с водителем или сам садится за руль. После тестового рейса можно определить реальный расход топлива для конкретной машины и сравнить с расходом, который показывает водитель.
- Статистика топливной карты. Не реже одного раза в месяц анализируйте информацию с топливных карт: совпадает ли адрес АЗС с маршрутом водителя, не превышает ли разовая заправка объем топливного бака. Если водитель заправлялся за сутки несколько раз, обратите внимание на время: две-три заправки в течение часа выглядят подозрительно.
- Статистика пробега. Пусть водители в конце каждой смены заносят данные с одометра в таблицу учета. Раз в неделю выборочно сверяйте показания в таблице с маршрутом водителя на конкретную дату. Расхождение более 10% — повод заподозрить водителя в накрутке одометра.
- Внеплановый техосмотр. О дате следующего техосмотра водители часто знают заранее и снимают приборы для махинаций с топливом. Раз в 1–2 месяца поручайте механику — штатному или со стороны — провести внеплановый осмотр машины.
Эксперты
Карина Аксенова, финансовый директор транспортного агентства «Автогарант 2000»