Как открыть магазин запчастей

 
Число автомобилей в России растет с каждым днем. Их покупают не только из необходимости – авто дарят студентам после окончания ВУЗа, молодым мамам и многим другим, кому на самом-то деле машина может быть и не нужна. Вполне естественно, что с ростом спроса на автомобили увеличивается и нужда в запчастях к ним. В нашей статье расскажем о том, как открыть магазин запчастей с нуля.

Что нужно знать перед открытием магазина запчастей

На комплектующие и расходники для автомобиля всегда есть спрос. Здесь многое зависит еще и от выбранной ниши, но в целом запчасти покупают всегда. А перед началом зимы и после ее окончания спрос увеличивается еще больше – как минимум на 30%. 
Для открытия магазина автозапчастей не нужно больших вложений. Зачастую на прилавках есть не так много товаров, а остальное поставляется под заказ, что позволяет экономить на начальной закупке. Для нее будет достаточно не более 2 миллионов рублей, а зачастую – и еще меньше.
Магазин запчастей совмещается с другими автоуслугами. Например, шиномонтажем или автомойкой. Их можно открыть параллельно и привлекать тем самым больше клиентов.
Продажа запчастей – высококонкурентный бизнес. В больших городах магазины автозапчастей распространены, да и в маленьких придется потолкаться, чтобы захватить долю рынка. Для успешной работы магазину нужна автоматизация и хорошие продавцы, которые обладают не только техниками продаж, но и разбираются в устройстве автомобиля. Продавцы в идеале должны рассказать не только о деталях, но и о нюансах их установки и эксплуатации.
В успехе бизнеса большую роль играют месторасположение и контакты с поставщиками. Во время анализа конкурентов вы увидите, что торговые точки располагаются возле трасс, гаражных кооперативов, дилерских центров и ремонтных мастерских. Это повышает вероятность того, что местный житель заглянет в магазин – хотя бы просто осмотреться. С поставщиками договориться несложно – они не меньше вашего заинтересованы в ваших продажах. Старайтесь сразу договариваться о скидках – 5-10% можно скинуть даже в начале сотрудничества.

Выбор направления

Какой открыть магазин запчастей? Нужно понимать, что дела у магазина сельхоз запчастей и деталей для BMW могут идти по-разному. Выбор торговой ниши для запуска является одним из ключевых факторов успеха. Руководствоваться здесь стоит здравым смыслом – в регионах вряд ли кто-то станет покупать детали к дорогим итальянским спорткарам. А вот российский автопром может быть в цене. С другой сторон, хотя запчасти к дорогим автомобилям продавать сложнее, их клиенты гораздо более лояльны. Продав запчасть на какую-нибудь Bentley, вы можете быть уверены, что владелец авто придет к вам и в следующий раз, чего не скажешь о владельцах машин эконом-класса.
Фактически, есть несколько направлений, в которых магазины запчастей могут работать:
  • Российский автопром. Хотя его ругают, автомобили российского производства продолжают покупать – в сегменте дешевых автомобилей конкуренции почти нет.
  • Запчасти для японских и корейских иномарок – KIA, Hyundai, Toyota и Mitsubishi. Это одни из самых распространенных иномарок в России. Но если внедорожники этих марок приспособлены к российской реальности, то обычные «легковушки» не выдерживают столкновения с нашими дорогами. Поэтому запчасти на эти автомобили буквально разлетаются.
  • Европейский автопром – Renault, Volkswagen, Volvo и другие. С открытием на территории России завода Renault, популярность этой марки возросла. Да и на продукцию немецкого автопрома всегда был спрос.
  • Китайские производители – Chery, Great Wall, Haval. За последние десять лет автомобили из Поднебесной перестали быть чем-то невиданным на дорогах. Их покупают, а значит – требуются и детали.
  • Запчасти для грузовиков. Автомобильные перевозки фурами в России развиты – в некоторые регионы иначе и не добраться. Комплектующие для грузовиков постоянно требуются. Удобно будет расположить магазин возле федеральной трассы.
  • Сельхоз запчасти. Не самый очевидный вариант, однако и конкуренции в этой области не так много. Сельскохозяйственная техника ломается ничуть не меньше, чем автомобили.
Выбирать нишу следует такую, которая не представлена в вашем районе. Иначе конкурировать с уже существующими магазинами будет сложно.

Что нужно для открытия магазина запчастей

Юридические аспекты

Для запуска бизнеса лучше всего подойдет открытие ИП и работа по упрощенке. Потребуются заявление о регистрации индивидуального предпринимателя, ИНН, паспорт и квитанция об оплате государственной пошлины. Коды ОКВЭД для регистрации подойдут с 45 по 53. Подпункты нужно будет выбрать самостоятельно, исходя из выбранного направления работы.

Выбор помещения

Чтобы открыть свой магазин автозапчастей, нужно удобное помещение. Для помещения под магазин автозапчастей важен не ремонт и внутреннее убранство, а проходимость точки. Очень часто торговые точки располагаются вдоль федеральных трасс – особенно это касается магазинов с запчастями для грузовиков. Подойдут также точки на въездах в спальные районы, возле автомоек, дилерских центров и точек обслуживания. В центре открывать магазин особого смысла не имеет, если только это не маленький районный центр, где в других местах и площадей под торговлю нет.
При выборе также стоит учесть наличие рядом парковки. В противном случае покупатели вряд ли остановят свой выбор на вашем магазине. Ремонт внутри помещения может быть самый простой – лишь бы побелка не сыпалась и провода не висели.
Для запуска бизнеса хватит площади в 60-80 квадратных метров. В магазине обязательно должен быть собственный склад. Его можно расположить и в подвальном помещении. При расширении бизнеса стоит задуматься и об увеличении площади – 150 квадратных метров должно хватить преуспевающему магазину. Складу всегда нужно отводить как можно больше площади – некоторые детали могут быть весьма объемными.

Формирование склада

Вопреки распространенному заблуждению, склад не нужно забивать под завязку. Некоторые детали далеко не самые ходовые – некоторые будут просто лежать на складе мертвым грузом. С чего стоить начать, так это с закупки самых ходовых позиций, а остальное приобретать по необходимости. Самые популярные детали – это фары, боковые зеркала, шины, двигатели, фильтры, масла и автохимия. Определенные позиции можно подсмотреть у конкурентов. Правда, не стоит слепо ориентироваться на их прилавки – что-то может лежать там годами.
Старайтесь закупать детали напрямую у производителей в Китае, Японии или Южной Корее. Можно заказать доставку до Владивостока, а затем контейнером – в ваш город. Это будет значительно более выгодно, чем приобретать товары у перекупщиков. Так или иначе, две трети автомобильных деталей везутся из Азии и проходят через несколько рук, что увеличивает цену на комплектующие в несколько раз. Стоит учесть, что нужно закупать не только оригинальные комплектующие. Нужно также предлагать клиентам альтернативы, которые стоят значительно дешевле.
Договаривайтесь сразу с несколькими поставщиками. Таким образом вы можете защитить себя от проблем с ассортиментом и поиском детали под заказ. Выбирая поставщиков, нужно учитывать не только закупочные цены, но также сумму минимального заказа, возможность отсрочки и гарантийное обслуживание.
На закупку товара стоит заложить примерно 2 миллиона рублей.

Поиск персонала

В магазине автозапчастей главное – это продавцы. Со стороны покупателей к ним требования примерно такие же, как к нейрохирургам. Продавец должен досконально знать ассортимент магазина и рассказывать, чем отличаются выбранные детали. Помимо этого, нужно уметь показать отличия неоригинальных деталей и объяснить, как их установить. Фактически, продавец совмещает функции консультант и механика. Для ежедневной работы салона потребуется как минимум два специалиста. На их зарплату нужно заложить как минимум 20 тысяч рублей +% с продаж.
Бухгалтер также необходим на предприятии. На старте он необходим только для составления отчетов в налоговую, но после укрупнения бухгалтер должен будет работать на фулл-тайм. Пока что достаточно отдать бухгалтерию на аутсорс. На удаленного специалиста вы потратите примерно 10 тысяч рублей в месяц.
Для торговой точки потребуется и уборщица. Некоторые детали поставляются в машинном масле, поэтому загрязнений будет хватать. На зарплату уборщице нужно заложить 10 тысяч рублей в месяц.

Оффлайн-реклама

В работе торговой точки по продаже автомобильных запчастей куда большую роль играет месторасположение, чем реклама. И все-таки без нее не обойтись. Наружная реклама для торговой точки – отличный способ прорекламировать себя. Если рядом с магазином есть биллборд, он должен быть занят вашей рекламой. Желательно также арендовать еще несколько поверхностей в непосредственной близости от точки.
Реклама на радио также отлично работает в отношении такого бизнеса. Дело в том, что, кроме радио, у автомобилистов нет другого способа скоротать время. Услышав объявления о магазине на местном «Авторадио», водители заинтересуются в покупке деталей.
До сих пор хорошо работает раздача листовок. Правда, эффективность ее зависит от нескольких условий. Во-первых, на листовке должны быть отображены цены на самые ходовые товары – так пользователь сможет сделать первичную оценку и понять, подходит ли ему такая стоимость. Второй важный момент – распространение этих листовок. Раздавать их можно на светофорах и при въезде в гаражные кооперативы. А еще можно договориться с автомойками и мастерскими.
Хороший имидж вокруг интернет-магазина создают небольшие подарки. К примеру, при покупке деталей можно дарить какие-то расходники – автохимию или фильтры.

Онлайн-продвижение

С интернет-магазином история несколько другая. Перед тем, как открыть интернет-магазин запчастей, стоит запустить контекстную рекламу в поисковиках. Соберите наиболее популярные запросы пользователей, связанные с ассортиментом магазина и подготовьте соответствующие объявления. К примеру, запрос «зимняя резина» искали примерно 158 000 пользователей в месяц. Каждый из них может быть вашим потенциальным покупателем.
Запуск таких поисковых объявлений удобен тем, что оплата происходит только при переходе пользователей с объявления на сайт. При этом пользователи изначально заинтересованы в покупке. Кроме того, поисковики могут заранее оценить ваши траты при заданных параметрах – цене клика, длительности показов и регионе, в котором будет показываться реклама. Это поможет сформировать бюджет для кампании.
Далее нужно сформировать текст и картинку для объявления. Старайтесь ёмко подать суть вашего предложения, чтобы оно было понятным и привлекательным. Обязательно используйте призыв к действию, уникальное предложение и другие маркетинговые приемы.
Примерно по тем же параметрам работает и реклама в социальных сетях. Также нужно проанализировать запросы целевой аудитории и составить текстово-графическое объявление. Но как вариант, можно рекламироваться в небольших региональных группах – городских пабликах или сообществах по типу «БПАН – Без посадки авто нет». Посты в таких группах будут стоить от 500 до 5000 рублей, в зависимости от количества подписчиков у них.
Отдельно стоит отметить, что реклама в поисковиках, равно как и в социальных сетях, какое-то время проходит модерацию. Обычно это занимает несколько часов.

Магазин запчастей: важное

  1. Магазины автозапчастей популярны и прибыльны за счет постоянного спроса. Зимой и весной спрос еще больше увеличивается.
  2. У этого бизнеса довольно специфические требования к продажам. Клиент хочет, чтобы продавец обладал знаниями о специфических деталей и даже навыками их установки.
  3. Выбирайте направление работы, исходя из вашей целевой аудитории. В регионах популярностью пользуются запчасти на российские автомобили, а вдоль федеральных трасс удобно располагать магазины, торгующие комплектующими для грузовиков.
  4. Не стоит забивать склад под завязку. Некоторые детали будут просто лежать на складе. Лучше закупать наиболее популярные комплектующие, а остальное продавать под заказ.
  5. Арендуйте рекламные поверхности – это один из самых эффективных способов продвижения. Также хорошо работают реклама на радио и раздача листовок.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
Статьи Статья по теме #продажи, #кейс, #управление