Инвестиции в персонал

Как не потратить деньги впустую
Персонал — ценный ресурс предприятия. О своих сотрудниках нужно заботиться, предоставлять им пространство для роста и развития. Кроме того, регулярное повышение квалификации, новые курсы и семинары повысят производительность труда, помогут поднять корпоративный дух. Об инвестициях в развитие и рост сотрудников — в нашей статье.

Что такое инвестиции в персонал

Зарплата — не единственный фактор, мотивирующий персонал. Деньги играют роль, но сотрудникам хочется также заботы — роста в профессиональной сфере, организации досуга, должной оценки их работы. Если компания не уделяет этому внимания, то сотрудники будут чувствовать себя рабочими инструментами — чуть больше, чем токарный станок или персонал.
За последние 10 лет сфера HR сильно изменилась. Теперь работник не так сильно держится за место, предпочитая сразу искать подходящие варианты и не работать «на перспективу». Хороших специалистов ищут, кадровики за них сражаются. Поэтому инвестировать в персонал жизненно необходимо.
Инвестиции в персонал — это вложения в рост и развитие персонала. Это возможность лишний раз показать заинтересованность в сотрудниках. Удовлетворенный позицией и навыками специалист не уйдет к конкурентам и не создаст кадровых проблем. Кроме того, это возможность вырастить собственного крутого профессионала, а не переманивать его со стороны.

Виды инвестиций в персонал

Инвестиции в персонал не ограничиваются повышением квалификации, хотя это и считается одним из главных направлений инвестирования. Их делят на следующие виды:
  • инвестиции повышение квалификации сотрудников. Это курсы переподготовки, семинары и мастер-классы. Хотя цель такого обучения — повышение профессионализма и производительности сотрудника, это также дает должную мотивацию.
  • защита здоровья. Сюда включаются расходы на обеспечение комфортной работы, профилактики заболеваний и медицинское обслуживание. Заболевший сотрудник снижает производительность компании, поэтому меры, которые помогают сделать персонал здоровым и физически крепким, пойдут предприятию на пользу. Современные компании часто оплачивают абонементы в фитнес-клубах для работников — это как раз инвестиции в защиту здоровья.
  • организация досуга. Корпоративы и тимбилдинг делают сотрудников заинтересованными в продуктивной работе компании. Культурные мероприятия повышают корпоративный дух сотрудников, делают их сплоченными.
  • расходы на мобильность. Некоторые компании снимают офисы вдали от транспортных узлов. Тогда они берут на себя заботу о перевозке сотрудников. Менеджерам высшего звена выделяют автомобили с водителем, остальной персонал развозит автобус.
Отдельно выделяются способы инвестиций в персонал, не связанные с деньгами. Это может быть гибкий график, подходящий сотрудникам, отсутствие внутренней бюрократии и даже похвала. Все это повышает корпоративный дух сотрудника, такие удобные условия заставят его дорожить местом.

Эффективность инвестиций в персонал

Невозможно просчитать с точностью до копейки, насколько эффективными будут инвестиции в человеческий капитал. В условиях постоянно меняющегося рынка, развития общества и новых технологий знания и навыки быстро устаревают. Особенно это касается IT, дизайна и других технологичных отраслей. Тем не менее, с помощью некоторых методик можно оценить эффективность инвестиций в персонал, пусть и не со стопроцентной точностью.

Определите потребность бизнеса

Если мы говорим о материальных вложениях, то инвестиции в обучение персонала должны решать проблему бизнеса. В случае, если сотрудники не знают ассортимент товара или не умеют работать на новом оборудовании, их обучают. Работник после пройденного обучения становится эффективнее. Тогда поднимется производительность и предприятие только выиграет от обучения.

Просчитайте возможности

Выделять средства на обучение персонала нужно только в том случае, когда это единственный выход из ситуации, который принесет пользу предприятию. Если персонал и так разбирается в продукте, обучение не поможет. Возможно, нужно наладить другие каналы сбыта, заняться рекламой или даже поменять сам продукт.

Установите цели обучения

Относитесь к инвестициям в персонал также, как ко вложениям в ценные бумаги или стартапы. Вам нужно понимать, какой результат вы получите, вкладывая деньги. Конечной целью всегда считается принесение большей прибыли предприятию, но этого можно достичь разными путями — повысить производительность сотрудника, обучить его новым методикам работы или познакомить с новым ассортиментом. По итогу обучения сотрудник должен оправдать инвестиции.

Выберите программу

В зависимости от отрасли и способностей сотрудника нужно выбирать разные подходы к обучению. Также имеет значение объем информации — для точечной корректировки знаний хватит двухчасового семинара, но полномасштабное обучение или переподготовка потребует месячных курсов. Иногда предприниматели прибегают к помощи сторонних HR, которые помогают определиться, какой тип обучения для задачи подойдет — групповые курсы, индивидуальное наставничество или онлайн-обучение. Такая помощь оптимизирует затраты на повышение квалификации.

Определите показатели

Исходя из целей обучения, определите показатели, по которым вы будете оценивать, успешна ли в итоге инвестиция. За основу берите уже существующие параметры, по которым оцениваете сотрудника — производительность, клиентоориентированность или стрессоустойчивость. Важно, чтобы вы зафиксировали эти параметры до начала курсов, чтобы понимать, был ли прогресс.

Оценка инвестиций в персонал

Важный момент, касающийся инвестиций в персонал — оценка эффективности. Не хочется, чтобы средства, потраченные на обучение сотрудника, пропали впустую. Для того, чтобы проверить, есть ли польза от пройденных курсов, нужно найти взаимосвязь между результативностью работы и объемом знаний специалиста. Один из способов расчета эффективности, которые делают такую оценку — метод Джека Филлипса.
Методика Джека Филлипса предполагает, что еще до начала обучения будет составлен план оценки — выбраны способы и источники сбора данных, определены критерии анализа результатов проведенных тренингов. Другими словами, нужно заранее знать, что проверять. Затем нужно собрать данные — до начала курсов, во время их и после окончания. Это делается при помощи тестирования. Уделите внимание результатам после окончания курсов. Проанализируйте эту информацию и сравните с показателями до обучения.
Следующий этап — оценка экономической эффективности, ROI сотрудников . Редкий специалист показывает результаты после курсов хуже, чем до них. Но обучение принесет убытки компании, если обойдется дорого, а производительность работника не покроет расходов. Рассчитайте прирост квалификации с точки зрения финансов — учесть количество ошибок в работе сотрудника, скорость выполнения задач. Если в конечном итоге специалист приносит денег больше, чем было потрачено на его обучение, то такая инвестиция эффективна.

Плюсы и минусы инвестиций

В конечном итоге, перед тем, как инвестировать в персонал, руководитель взвешивает плюсы и минусы. Плюсами инвестиций в персонал можно назвать:
  • Эффективность сотрудников. После курсов у персонала повышается производительность. Специалист желает применить полученные знания — такая эйфория длится до полугода. Высокоэффективные сотрудники подтолкнут развитие организации.
  • Мотивация. Обучение воспринимается сотрудниками как награда за проделанную работу. Управление персоналом с высокой мотивацией не в пример проще, да и отдача от них выше.
  • Адаптация. Условия рынка постоянно меняются. Чтобы быть конкурентоспособным, вашим сотрудникам приходится обновлять знания, идти в ногу со временем.
Минусами инвестиций в обучение сотрудников являются:
  • Цены на обучение. Курсы повышения квалификации стоят дорого, и это основная причина, которая отталкивает руководителей от идеи инвестиций в персонал.
  • Сниженная производительность. Пока сотрудник обучается, его работу в лучшем случае выполняет кто-то другой. А в худшем — работа стоит. Это значит, что во время курсов компания работает хуже, чем могла бы.

Коротко о главном:

  1. Инвестиции в персонал — это способ увеличить производительность сотрудников, сделать их мотивированными.
  2. Инвестиции в персонал — это не только выделение денег на курсы. Сюда также включают корпоративные праздники, расходы на транспорт, медицинское обслуживание, премии и поощрения.
  3. Эффективность инвестиций в персонал просчитывают и оценивают. Но для этого нужно понимать потребности бизнеса и определить показатели, которые должны быть улучшены.
  4. Расчет эффективности инвестиций основывается на пользе, которую приносит сотрудник. Если она выше затрат на обучение — инвестиции эффективны.
  5. Главная причина, по которой руководители отказываются от обучения сотрудников — его стоимость. Но в перспективе такие вложения приносят прибыль.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
Статьи Статья по теме #продажи, #кейс, #управление