Штрафы бизнесу

Штрафы
бизнесу

От Роспотребнадзора
Индивидуальному предпринимателю К. пришлось заплатить штраф 15 000 ₽, потому что в ее магазине принимали только наличную оплату. Кафе Б. оштрафовали на 30 000 ₽ за неправильно установленную систему вентиляции. А ООО «М.» выписали штраф 100 000 ₽ за то, что на этикетке продукта был указан неправильный состав.
В статье расскажем, за что и на какую сумму может оштрафовать Роспотребнадзор.

Что проверяет Роспотребнадзор

Роспотребнадзор — государственный орган, который контролирует деятельность бизнеса. Он проверяет, соблюдают ли бизнесмены требования СанПиН, не нарушают ли они права потребителей. Следит за тем, как торговые точки продают отдельные виды продуктов — этот список утверждает государство. Роспотребнадзор также оценивает качество товаров, которые предприниматели ввозят в РФ.
Государство утверждает санитарные нормы и правила — сокращенно СанПиН — и следит за их соблюдением.
Государство утверждает санитарные нормы и правила — сокращенно СанПиН — и следит за их соблюдением.

Как Роспотребнадзор может обнаружить нарушения

Проверки бывают трех видов: плановая, внеплановая и по инициативе сотрудника Роспотребнадзора — ее проводят, если нарушение выявилось случайно, и сотрудник решил провести расследование.
Плановые проверки проводят ежегодно по утвержденному графику. Посмотреть, кого будут проверять в этом году, можно на сайте Роспотребнадзора.
Внеплановые проверки организовывают, например, если на магазин или компанию пожаловались, или от действий предпринимателя пострадали люди, растения, животные, или по распоряжению прокурора.
Сотрудник Роспотребнадзора может заметить нарушение сам или ему об этом сообщат сотрудники других служб. Например, когда в магазине сотруднику Роспотребнадзора отказались давать сдачу с крупной купюры, он может зафиксировать это как нарушение, возбудить административное дело и провести расследование.

За что оштрафует Роспотребнадзор

Нарушили СанПин.Санитарных требований несколько сотен, если не тысяч, и для каждого вида бизнеса они свои. В кодексе есть общая норма для всех случаев (ст. 6.3 КоАП), и специальные — для конкретных видов нарушений. Штрафы тоже будут разные.
Например, за нарушение требований СанПин к питьевой воде ИП оштрафуют на 2000-3000 ₽, организацию — на 20 000-30 000 ₽.
Оказали некачественные услуги. Если вам продали несвежий беляш или обувь, которая развалилась через месяц, это считается некачественными услугами. Качество, правила и порядок оказания услуг прописаны в законе (ч. 1 ст. 14.4 КоАП).
ИП заплатит за это нарушение 10 000-20 000 ₽, а юридическое лицо — 20 000-30 000 ₽. Если ИП совершает это же нарушение второй раз, штраф вырастет до 15 000-30 000 ₽, а для организации — до 30 000-50 000 ₽ (ч. 2 ст. 14.4 КоАП).
К примеру, человек обратился в химчистку. Сотрудник химчистки забрал у него вещь и не выдал второй экземпляр договора или квитанцию. Это считается нарушением — по закону предприниматель обязан выдавать договор.
Обманули потребителей. Обмануть потребителя могут разными способами. В ч.1 ст. 14.7 КоАП перечислены возможные виды обмана: обмеривание, обвешивание, обсчет и другие способы. Если в недобросовестном обслуживании уличили ИП, ему выпишут штраф 10 000-30 000 ₽, а организации — на сумму 20 000-50 000 ₽.
И. купила в магазине телевизор. Ей навязали дополнительную платную услугу — проверку телевизора на «битые писксели». На самом деле такая проверка бесплатна и входит в предпродажную проверку качества товара.
В ч. 2 ст. 14.7 КоАП описан еще один вид обмана, который касается качества товара — «перебитые» даты изготовления. Если качество товара напрямую зависит от даты производства и срока годности, то юридическое лицо за это могут оштрафовать на сумму от 100 000 до 500 000 ₽.
В Роспотребнадзор поступила жалоба на продуктовый магазин. Сотрудник Роспотребнадзора провел проверку и обнаружил, что срок годности на упаковке колбасы «перебит». Суд оштрафовал компанию на 100 000 ₽.
Не предоставили законные льготы потребителю. Некоторым потребителям положены льготы. К примеру, вы купили билет на междугородный или международный автобус, который отправится через несколько часов. В течение всего этого времени вы имеете право бесплатно пользоваться туалетом на автовокзале. Если на вокзале нет бесплатных туалетов и с вас требуют деньги, он может быть оштрафован на 5 000-10 000 ₽ (ч. 3 ст. 14.8 КоАП).
Невозможно оплатить товары или услуги. По закону крупные магазины должны давать выбор, как оплачивать товары — наличкой или картой. Некоторые виды бизнеса обязаны предоставлять такой выбор независимо от размера выручки. Например, в сфере ЖКХ или образования предприниматель обязан принимать как наличную, так и безналичную оплату.
Если эти правила не соблюдаются, Роспотребнадзор может оштрафовать ИП на 15 000-30 000 ₽, организацию — на 30 000-50 000 ₽.
ИП и юридические лица, которые отказались обслужить покупателя, потому что «нет сдачи», тоже оштрафуют. Если вы пришли в магазин, взяли пакет молока и протянули продавцу купюру 5000 ₽, он обязан с вами расплатиться, иначе нарушит закон.
Нет книги жалоб и предложений. Если у торговой точки нет книги жалоб в принципе, ей грозит штраф по ст. 14.15 КоАП: ИП — на 1000-3000 ₽, организации — на 10 000-30 000 ₽. Если вместо книги вам выдали чистую тетрадь и сказали, что это и есть книга жалоб, то штраф выпишут уже по ч.1 ст. 14.7 КоАП: для ИП это 10 000-30 000 ₽, для организации — 20 000-50 000 ₽. Если книгу жалоб вообще не дали, за это предусмотрен штраф по ч.1 ст. 14.4 КоАП: 10 000–20 000 ₽ для ИП и 20 000–30 000 ₽ для юридического лица.

Всегда ли назначают штрафы

Штрафы за перечисленные нарушения назначают не всегда. Заменить их могут предупреждение, дисквалификация директора и административное приостановление деятельности.
Самое «легкое» наказание — это предупреждение. Его назначают, если нарушитель сам провел работу над ошибками, устранил последствия или от его проступка нет никаких серьезных последствий.
Кроме того, в КоАП есть специальная норма о замене штрафа на предупреждение, если вред от нарушения незначителен или отсутствует, и сам проступок ИП или организация совершили впервые.
Но если предприниматель повторно и специально нарушает предписание, то штрафа или другого наказания не избежать.

Может ли Роспотребнадзор привлечь к уголовной ответственности

К уголовной ответственности Роспотребнадзор не привлекает, это могут делать только следователи. Привлечь могут как за нарушение, так и за его последствия.
Например, если из-за нарушения СанПин массово заболели или погибли люди, то преступника будут судить по ст. 236 УК РФ. Если никто не погиб, нарушитель понесет административную ответственность.
Если предприниматель оказал услуги, которые не отвечают требованиям безопасности, против него будет возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ. Но если люди сильно пострадали или погибли, то привлекать будут по ч. 2 и ч. 3 той же ст. 238 УК РФ. В этой ситуации меру наказания определяет только суд: от штрафа до лишения свободы.

Кто назначает административный штраф: Роспотребнадзор или суд

Сотрудник Роспотребнадзора фиксирует все обнаруженные нарушения в протоколе. А вот постановление о назначении наказания он выносит не всегда.
Например, наказание за нарушение СанПин назначает суд или главный санитарный врач и его заместители. Сотрудник Роспотребнадзора это сделать не сможет.
При нарушении прав потребителей меру наказания определяет сотрудник Роспотребнадзора, если предприниматель оспаривает штраф — суд.

Можно ли оспорить штраф от Роспотребнадзора

Оспаривать и обжаловать можно любое действие должностного лица или госоргана. Вот реальные случаи отмены штрафов:
ИП хранил в одном морозильнике мороженое и пельмени. Роспотребнадзор привлек к ответственности администратора, но в постановлении допустил ошибку и сослался не на ту статью КоАП. Из-за этой ошибки суд отменил постановление и штраф.
ИП на ценнике указала «шуба», в то время как это было «меховое пальто». Роспотребнадзор оштрафовал ИП на 12 000 ₽ за то, что предприниматель вводит потребителей в заблуждение о потребительских качествах товара. Судья с этим не согласился: неправильное название товара на ценнике не значит, что продавец хочет обмануть. Штраф отменили.
На этикетке парфюма нечитаемый текст, за что фирму оштрафовали на 10 000 ₽. Но судья указал, что если закон не требует определенного размера шрифта, то и Роспотребнадзор такого требовать не может. Поэтому в этом случае штраф наложить нельзя.
Организация продала краску, на банке которой невозможно было прочитать дату изготовления. За это Роспотребнадзор выписал штраф 10 000 ₽. Суд посчитал это наказание слишком строгим, ведь краска сама по себе качественная, не просроченная, и имущественный ущерб потребитель не понес. А товар с нечитаемой датой изготовления по умолчанию некачественным не считается. Судья заменил штраф на предупреждение.
Сотрудник Роспотребнадзора проверял автовокзал и нарушил правила заполнения протокола. Поэтому его доказательства суд не засчитал. Постановление было отменено.

Чтобы вас не оштрафовали:

noteimage
  1. Изучите и соблюдайте все требования законодательства и СанПин по вашему виду бизнеса
  2. Готовьтесь к плановым проверкам
  3. Контролируйте срок годности, качество продуктов
  4. Проверяйте ценники на соответствие
  5. Позаботьтесь о наличии денег в кассе (мелких купюр, монет), если работаете с наличными деньгами
  6. Не забывайте, что всегда может произойти внеплановая проверка
noteimage
Поможем подобрать эффективные инструменты для вашего бизнеса. Оставьте заявку, и наши специалисты проведут бесплатную консультацию.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
Статьи Статья по теме #управление, #законы