Компания «А» развивается вместе со своими сотрудниками: работает над брендом, готовит качественный продукт, увеличивает обороты. Через пару лет активной работы ведущий сотрудник увольняется, создает фирму «B», переманивает ключевых клиентов «А» и продает им аналогичную услугу подешевле.
«А» теряет деньги — клиентов все меньше, выручка падает. Фирма доходит до банкротства.
Что можно было сделать компании «А», чтобы сохранить себя? Разбираемся вместе с Юлией Кочаровской, управляющим партнером юридической фирмы КОДЕСТ.
Что такое параллельный бизнес
Параллельный бизнес — это фирма-копия организации, которая уже проработала на рынке какое-то время и заняла на нем определенную нишу.
Такие копии обычно создают участники ООО-оригинала, его руководители, главные бухгалтеры или другие ключевые работники, которые владеют полной информацией о деятельности фирмы.
У всех этих людей одинаковая цель: отобрать часть ниши у оригинала и заработать больше денег.
Как работает фирма-копия
Фирма-копия не стесняется применять те же приемы и наработки, что были в основной компании. Ее создатель делает похожее на оригинал название, логотип или товарный знак.
Параллельный бизнес может «топить» оригинала: портить репутацию, вытеснять с рынка, оборачивать юридические «дыры» в свою пользу.
Также владельцы параллельного бизнеса могут разрушать оригинал изнутри: изымать деньги из кассы и не возвращать их, инициировать судебные тяжбы, например, участники ООО могут попросту игнорировать общие собрания, на которых утверждаются годовые отчеты. В таких условиях работать фирме-оригиналу становится тяжело, а иногда и вовсе невозможно.
«Бывшие партнеры могут совершить рейдерский захват. Не только грубый — угрозы, шантаж, “травля” контролирующих органов, но и более ловкий, продуманный. Например, могут зарегистрировать фирму с точно таким же названием, похожим товарным знаком, выкупить все доменные имена под название бренда — переманивать покупателей к себе.
Могут устроить травлю в социальных сетях, СМИ, рассылать информацию контрагентам о том, что оригинальная фирма вовсе не оригинальная, а мошенники — переманивать контрагентов к себе.
Чтобы выжить в таких условиях, основной фирме приходится судиться годами, многие этого не выдерживают и закрываются».
Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ
Как защитить свою бизнес-идею
Есть несколько простых правил: регистрируйте товарный знак, вводите режим коммерческой тайны, ограничиваете допуск к информации.
Защитите товарный знак
Чтобы никто не мог использовать название вашей компании, зарегистрируйте его в Роспатенте. Там же вы можете зарегистрировать логотип.
Зарегистрированный товарный знак будет защищать закон. Например, если кто-то осмелится продавать товар под вашим брендом, на него можно будет подать в суд и запретить ему использование товарного знака, взыскать с него компенсацию либо возмещение убытков.
За незаконное использование товарного знака ИП и ООО могут также оштрафовать, а весь товар конфискуют и уничтожат.
Введите режим коммерческой тайны
Режим коммерческой тайны вводят в определенном законом порядке. Делать это могут и предприниматели, и организации.
- Определите, что считается коммерческой тайной. Бизнес-процессы, рецепты, технологии — все, что вы не хотите рассказывать другим. Распишите их и запишите, что это все — коммерческая тайна.
- Установите порядок обращения с тайной. Составьте список людей, которые могут получить доступ к этой тайне. Определите, как они могут получить к ней доступ. Например, можно указать, что доступ к коммерческой тайне есть у руководителя ООО и всех его заместителей. При этом документы все равно хранятся в сейфе у директора компании.Также надо указать, как вы будете контролировать ограничение к информации и кто будет отвечать за это.
- Организуйте учет лиц, получивших информацию. Если документы бумажные, то их выдачу и прием фиксируют в специальном журнале. Если электронные, нужно присвоить пароль и менять его каждый раз после просмотра документа. Для получения нового пароля и изучения тайной информации работнику также нужно расписываться в журнале.
- Ознакомьте работников со списком документов, которые связаны с коммерческой тайной. Все, у кого будет доступ к коммерческой тайне, должны ознакомиться с порядком ее получения под подпись.Обязательно нужно предупредить об ответственности за разглашение тайны — тоже под подпись.Важно. Партнеров, которым коммерческая тайна становится известной в результате сотрудничества, письменно предупреждают, что эта информация — тайна. Как правило, с ними заключают NDA.
- Нанесите гриф «коммерческая тайна» на носители. Неважно, бумажный это документ или флэшка, на них должен быть этот гриф, а также нужно указать владельца информации — ООО или ИП.
Это обязательный минимум, который должны выполнять компании, если что-то нужно хранить в секрете.
Если появится фирма-двойник, в которой используют те же «тайные» технологии, вы сможете инициировать расследование и найти человека, слившего информацию. Его можно будет привлечь к ответственности.
Установите границы между отделами
Компании могут разработать маркеры утечек и следить за распространением информации.
Так, сотрудники отдела закупок не должны знать цифры продаж готового продукта, и наоборот.
«В трудовые договоры с топ-менеджерами и другими ключевыми сотрудниками включите разделы об ответственности за убытки, причиненные созданием или участием в параллельных бизнесах. Одно наличие таких пунктов в договорах “отрезвляет” колеблющихся».
Роман Норман, адвокат
Оформите корпоративный договор
Этот метод подходит только юридическим лицам. Участники ООО или акционерного общества могут подписать корпоративный договор, где есть раздел о неконкуренции. Это значит, что все подписанты не имеют права в следующие три года или пять лет создавать схожие бизнесы или каким-то образом переманивать клиентов.
В корпоративном договоре можно прописать штрафы за невыполнение обязательств.
«На самом деле, универсальных советов по сохранению вашей идеи нет. К нам приходят клиенты — каждый с новой историей. И каждый раз мы придумываем новую тактику борьбы с недобросовестными конкурентами».
Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ
Как выяснить, не появилась ли фирма-двойник
Самый простой способ — проверить по ЕГРЮЛ, нет ли зарегистрированных Обществ на имя учредителей вашего ООО или членов их семьи.
Параллельные бизнесы могут зарегистрировать и на друзей, близких людей, родственников родственников. Если вам известны их имена, вводите в поисковую строку и их.
Также можно искать двойника по названию — введите в ЕГРЮЛ похожие на оригинал названия юридических лиц и посмотрите в выписках, чем занимаются эти фирмы, какие у них коды ОКВЭД. У фирмы-двойника, как правило, точно такие же коды, как у оригинала.
Поговорите с клиентами и заказчиками — обсудите текущую деятельность. Осторожно узнайте, не поступали ли им предложения о сотрудничестве от другой компании с аналогичным товаром или услугами. Если да, расспросите, что за компания и кто ее руководители.
Дальше уже дело техники — просто закажите выписку из ЕГРЮЛ на компанию, о которой вам рассказал клиент.
Организуйте контрольную закупку. Договоритесь с тайным покупателем и отправьте этого человека в свою же фирму. Если на определенном этапе сделки его попробуют переманить, вы узнаете, кто этим занимается и что предлагает.
Что делать, если появился параллельный бизнес
Если нашли фирму-двойника, которая продает товар или оказывает услуги под таким же или похожим товарным знаком, вы можете бороться, договориться о разделе рынка или смириться.
Бороться в суде. Начинать нужно с претензии — письменного требования прекратить использование вашего товарного знака. Также нужно потребовать компенсацию ущерба — она может составить от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽.
Скорее всего, копия фирмы проигнорирует требования и продолжит работу. Тогда можно подать жалобу в ФАС — на недобросовестную конкуренцию, Роспотребнадзор — на обман потребителей, в полицию — на незаконное использование товарного знака.
После этого обращаются в суд, взыскивают убытки или выплаты компенсации за незаконное использование товарного знака.
Эта стратегия подойдет для компании, плотно занявшей определенную нишу — той, у которой уникальный и узнаваемый товар или услуга.
Кроме фирмы-двойника бороться нужно и с ее создателем. Если это работник, к нему применяют меры дисциплинарного взыскания — объявляют выговор или увольняют, а также взыскивают неустойку по трудовому договору.
Если это участник ООО, с него можно взыскать штраф за разглашение коммерческой тайны. А если такой участник специально осложняет работу ООО, например, не приходит на общие собрания, его через суд можно исключить из состава участников.
Договориться — если конкурент уже занял определенную нишу на рынке. В такой ситуации конкурент без боя не сдастся и может попробовать переиграть вас в суде. Один из вариантов решения — договориться: например, разделить клиентов или зоны обслуживания.
Смириться. Можно просто ничего не делать, а продолжать работать и конкурировать. К этому варианту приходят компании, чьи товары или услуги типичны, а конкурент уже плотно обосновался на рынке. Бороться с двойниками затратно и даже бессмысленно, лучше направить свои усилия на создание эксклюзивных предложений.
«Есть компании, которые уже просто не обращают внимание на двойников — продолжают работать. В моей практике был доверитель, у которого было 18 фирм-копий, работающих параллельно с ним.
Он, конечно, борется с ними, но больше усилий все равно тратит на развитие своего бизнеса, а не на борьбу с недобросовестными конкурентами».
Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ
Как защитить свой бизнес от двойника
- Регистрируйте свою интеллектуальную собственность.
- Вводите режим коммерческой тайны.
- Ограничивайте информацию, не давайте полной картины одному человеку.
- Оформите корпоративный договор между участниками, где каждый возьмет на себя обязательство не создавать параллельные бизнесы.
- Поддерживайте хорошие отношения в коллективе и с клиентами.
- Периодически мониторьте ситуацию: анализируйте продажи, «пробивайте» потенциальных конкурентов через сервис ФНС, делайте контрольные закупки.
Эксперты
Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ
Роман Норман, адвокат