<span>Параллельные</span><br><span>бизнесы</span>

Параллельные
бизнесы

Как защитить
свой бизнес
от двойника
Компания «А» развивается вместе со своими сотрудниками: работает над брендом, готовит качественный продукт, увеличивает обороты. Через пару лет активной работы ведущий сотрудник увольняется, создает фирму «B», переманивает ключевых клиентов «А» и продает им аналогичную услугу подешевле.
«А» теряет деньги — клиентов все меньше, выручка падает. Фирма доходит до банкротства.
Что можно было сделать компании «А», чтобы сохранить себя? Разбираемся вместе с Юлией Кочаровской, управляющим партнером юридической фирмы КОДЕСТ.

Что такое параллельный бизнес

Параллельный бизнес — это фирма-копия организации, которая уже проработала на рынке какое-то время и заняла на нем определенную нишу.
Такие копии обычно создают участники ООО-оригинала, его руководители, главные бухгалтеры или другие ключевые работники, которые владеют полной информацией о деятельности фирмы.
У всех этих людей одинаковая цель: отобрать часть ниши у оригинала и заработать больше денег.

Как работает фирма-копия

Фирма-копия не стесняется применять те же приемы и наработки, что были в основной компании. Ее создатель делает похожее на оригинал название, логотип или товарный знак.
Параллельный бизнес может «топить» оригинала: портить репутацию, вытеснять с рынка, оборачивать юридические «дыры» в свою пользу.
Также владельцы параллельного бизнеса могут разрушать оригинал изнутри: изымать деньги из кассы и не возвращать их, инициировать судебные тяжбы, например, участники ООО могут попросту игнорировать общие собрания, на которых утверждаются годовые отчеты. В таких условиях работать фирме-оригиналу становится тяжело, а иногда и вовсе невозможно.
«Бывшие партнеры могут совершить рейдерский захват. Не только грубый — угрозы, шантаж, “травля” контролирующих органов, но и более ловкий, продуманный. Например, могут зарегистрировать фирму с точно таким же названием, похожим товарным знаком, выкупить все доменные имена под название бренда — переманивать покупателей к себе.
Могут устроить травлю в социальных сетях, СМИ, рассылать информацию контрагентам о том, что оригинальная фирма вовсе не оригинальная, а мошенники — переманивать контрагентов к себе.
Чтобы выжить в таких условиях, основной фирме приходится судиться годами, многие этого не выдерживают и закрываются».
Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ

Как защитить свою бизнес-идею

Есть несколько простых правил: регистрируйте товарный знак, вводите режим коммерческой тайны, ограничиваете допуск к информации.

Защитите товарный знак

Чтобы никто не мог использовать название вашей компании, зарегистрируйте его в Роспатенте. Там же вы можете зарегистрировать логотип.
Зарегистрированный товарный знак будет защищать закон. Например, если кто-то осмелится продавать товар под вашим брендом, на него можно будет подать в суд и запретить ему использование товарного знака, взыскать с него компенсацию либо возмещение убытков.
За незаконное использование товарного знака ИП и ООО могут также оштрафовать, а весь товар конфискуют и уничтожат.

Введите режим коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны вводят в определенном законом порядке. Делать это могут и предприниматели, и организации.
  1. Определите, что считается коммерческой тайной. Бизнес-процессы, рецепты, технологии — все, что вы не хотите рассказывать другим. Распишите их и запишите, что это все — коммерческая тайна.
  2. Установите порядок обращения с тайной. Составьте список людей, которые могут получить доступ к этой тайне. Определите, как они могут получить к ней доступ. Например, можно указать, что доступ к коммерческой тайне есть у руководителя ООО и всех его заместителей. При этом документы все равно хранятся в сейфе у директора компании.
    Также надо указать, как вы будете контролировать ограничение к информации и кто будет отвечать за это.
  3. Организуйте учет лиц, получивших информацию. Если документы бумажные, то их выдачу и прием фиксируют в специальном журнале. Если электронные, нужно присвоить пароль и менять его каждый раз после просмотра документа. Для получения нового пароля и изучения тайной информации работнику также нужно расписываться в журнале.
  4. Ознакомьте работников со списком документов, которые связаны с коммерческой тайной. Все, у кого будет доступ к коммерческой тайне, должны ознакомиться с порядком ее получения под подпись.
    Обязательно нужно предупредить об ответственности за разглашение тайны — тоже под подпись.
    Важно. Партнеров, которым коммерческая тайна становится известной в результате сотрудничества, письменно предупреждают, что эта информация — тайна. Как правило, с ними заключают NDA.
  5. Нанесите гриф «коммерческая тайна» на носители. Неважно, бумажный это документ или флэшка, на них должен быть этот гриф, а также нужно указать владельца информации — ООО или ИП.
Это обязательный минимум, который должны выполнять компании, если что-то нужно хранить в секрете.
Если появится фирма-двойник, в которой используют те же «тайные» технологии, вы сможете инициировать расследование и найти человека, слившего информацию. Его можно будет привлечь к ответственности.

Установите границы между отделами

Компании могут разработать маркеры утечек и следить за распространением информации.
Так, сотрудники отдела закупок не должны знать цифры продаж готового продукта, и наоборот.
«В трудовые договоры с топ-менеджерами и другими ключевыми сотрудниками включите разделы об ответственности за убытки, причиненные созданием или участием в параллельных бизнесах. Одно наличие таких пунктов в договорах “отрезвляет” колеблющихся».
Роман Норман, адвокат

Оформите корпоративный договор

Этот метод подходит только юридическим лицам. Участники ООО или акционерного общества могут подписать корпоративный договор, где есть раздел о неконкуренции. Это значит, что все подписанты не имеют права в следующие три года или пять лет создавать схожие бизнесы или каким-то образом переманивать клиентов.
В корпоративном договоре можно прописать штрафы за невыполнение обязательств.
«На самом деле, универсальных советов по сохранению вашей идеи нет. К нам приходят клиенты — каждый с новой историей. И каждый раз мы придумываем новую тактику борьбы с недобросовестными конкурентами».
Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ

Как выяснить, не появилась ли фирма-двойник

Самый простой способ — проверить по ЕГРЮЛ, нет ли зарегистрированных Обществ на имя учредителей вашего ООО или членов их семьи.
Параллельные бизнесы могут зарегистрировать и на друзей, близких людей, родственников родственников. Если вам известны их имена, вводите в поисковую строку и их.
Также можно искать двойника по названию — введите в ЕГРЮЛ похожие на оригинал названия юридических лиц и посмотрите в выписках, чем занимаются эти фирмы, какие у них коды ОКВЭД. У фирмы-двойника, как правило, точно такие же коды, как у оригинала.
Поговорите с клиентами и заказчиками — обсудите текущую деятельность. Осторожно узнайте, не поступали ли им предложения о сотрудничестве от другой компании с аналогичным товаром или услугами. Если да, расспросите, что за компания и кто ее руководители.
Дальше уже дело техники — просто закажите выписку из ЕГРЮЛ на компанию, о которой вам рассказал клиент.
Организуйте контрольную закупку. Договоритесь с тайным покупателем и отправьте этого человека в свою же фирму. Если на определенном этапе сделки его попробуют переманить, вы узнаете, кто этим занимается и что предлагает.

Что делать, если появился параллельный бизнес

Если нашли фирму-двойника, которая продает товар или оказывает услуги под таким же или похожим товарным знаком, вы можете бороться, договориться о разделе рынка или смириться.
Бороться в суде. Начинать нужно с претензии — письменного требования прекратить использование вашего товарного знака. Также нужно потребовать компенсацию ущерба — она может составить от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽.
Скорее всего, копия фирмы проигнорирует требования и продолжит работу. Тогда можно подать жалобу в ФАС — на недобросовестную конкуренцию, Роспотребнадзор — на обман потребителей, в полицию — на незаконное использование товарного знака.
После этого обращаются в суд, взыскивают убытки или выплаты компенсации за незаконное использование товарного знака.
Эта стратегия подойдет для компании, плотно занявшей определенную нишу — той, у которой уникальный и узнаваемый товар или услуга.
Кроме фирмы-двойника бороться нужно и с ее создателем. Если это работник, к нему применяют меры дисциплинарного взыскания — объявляют выговор или увольняют, а также взыскивают неустойку по трудовому договору.
Если это участник ООО, с него можно взыскать штраф за разглашение коммерческой тайны. А если такой участник специально осложняет работу ООО, например, не приходит на общие собрания, его через суд можно исключить из состава участников.
Договориться — если конкурент уже занял определенную нишу на рынке. В такой ситуации конкурент без боя не сдастся и может попробовать переиграть вас в суде. Один из вариантов решения — договориться: например, разделить клиентов или зоны обслуживания.
Смириться. Можно просто ничего не делать, а продолжать работать и конкурировать. К этому варианту приходят компании, чьи товары или услуги типичны, а конкурент уже плотно обосновался на рынке. Бороться с двойниками затратно и даже бессмысленно, лучше направить свои усилия на создание эксклюзивных предложений.
«Есть компании, которые уже просто не обращают внимание на двойников — продолжают работать. В моей практике был доверитель, у которого было 18 фирм-копий, работающих параллельно с ним.
Он, конечно, борется с ними, но больше усилий все равно тратит на развитие своего бизнеса, а не на борьбу с недобросовестными конкурентами».
Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ

Как защитить свой бизнес от двойника

noteimage
  1. Регистрируйте свою интеллектуальную собственность.
  2. Вводите режим коммерческой тайны.
  3. Ограничивайте информацию, не давайте полной картины одному человеку.
  4. Оформите корпоративный договор между участниками, где каждый возьмет на себя обязательство не создавать параллельные бизнесы.
  5. Поддерживайте хорошие отношения в коллективе и с клиентами.
  6. Периодически мониторьте ситуацию: анализируйте продажи, «пробивайте» потенциальных конкурентов через сервис ФНС, делайте контрольные закупки.
noteimage
Эксперты
personPhoto
personPhoto