Как потерять
бизнес

5 эффективных
способов
В 2016 году в России закрылось полмиллиона малых предприятий, свидетельствуют данные Росстата.
Билайн собрал истории разорившихся предпринимателей и выяснил, какие типичные ошибки они совершили.

Не считать деньги

Грустная история. Предприниматель из Перми открыл интернет-магазин спортивных товаров. Бизнес быстро пошел в гору и уже спустя три месяца вышел на стабильную прибыль. За следующие полгода мужчина слетал с семьей в Таиланд и на Бали, купил новую KIA Rio.
Вернувшись с Бали, предприниматель обнаружил, что пора платить за аренду склада и закупать товары у поставщиков. Денег на счету на хватало, пришлось взять кредит. Такие ситуации повторялись, долги росли, часть прибыли приходилось отдавать банкам.
Спустя год банки отказали предпринимателю в очередном кредите, а поставщики не захотели отгружать товар без предоплаты. Пришлось закрывать интернет-магазин, устраиваться на работу и рассчитываться с долгами.
Мораль. С ситуацией кассового разрыва, когда пришло время платить по счетам, а денег нет, сталкивается треть предпринимателей. Они возникают, если вы не ведете финансовый учет и тратите деньги компании на личные нужды.
Чтобы не оказаться в похожей ситуации, планируйте расходы и доходы предприятия, даже если у вас совсем небольшой бизнес. Заведите таблицу в Excel, вписывайте в нее по дням расходы и поступления на счет. Так вы сможете заранее видеть возможные проблемы и эффективно планировать траты. А на личные нужды берите только чистую прибыль — деньги, которые остались после оплаты всех счетов.

Не исследовать спрос

Грустная история. В 2006 году предприниматель Борис Колесников впечатлился атмосферой в московских торговых центрах: приятная музыка, украшения, фонтаны. В Самаре, где он жил, ТЦ только появились и собственники не заморачивались над такими излишествами.
Борис решил исправить ситуацию и открыл компанию, чтобы организовать музыкальное сопровождение в самарских ТЦ. Он купил звуковое оборудование и права на трансляцию ста популярных треков и отправился к владельцам торговых центров.
Его предложение никого не заинтересовало: посетители магазинов не так давно еще мерили джинсы на картонке и были довольны уже тем, что в ТЦ тепло и светло — собственников все устраивало. Борис потерял 10 000 $ и закрыл компанию.
Мораль. Чтобы не вкладываться в бизнес зря, исследуйте рынок перед стартом. Разберитесь, кто ваши клиенты, как часто у них возникает потребность в ваших товарах или услугах, в каких ситуациях они готовы покупать. Для этого поговорите с реальными людьми, например, с клиентами конкурентов.
quoteIcon
С тех пор у меня было несколько бизнесов и, бывало, я совершал промахи еще больше. Но историю с ТЦ помню хорошо, поскольку это был мой первый бизнес. Сейчас бы я, конечно, сначала встретился с собственниками торговых центров и выяснил, есть ли спрос. И покупал звуковое оборудование и права на трансляцию треков только после подписания первого договора.
quoteIcon
Борис Колесников, основатель гипермаркета skifmusic.ru
Борис Колесников, основатель гипермаркета skifmusic.ru

Забыть о клиентах

Грустная история. Предприниматель Тамара Герасимович открыла интернет-магазин с женскими и детскими товарами. Денег не было, и она взяла 75 000 ₽ с кредитной карты — на эти деньги сделала сайт и закупила товар.
Тамара была уверена в успехе, но не смогла продать ни одной вещи: она забыла о привлечении покупателей. Единственными посетителями нового интернет-магазина были родные и подружки предпринимательницы, да пара случайных интернет-серферов.
Денег на рекламу уже не осталось, проценты по кредиту капали, коллекторы ежедневно названивали девушке и ее родственникам. В итоге Тамара закрыла магазин и еще год выплачивала банку 105 000 ₽ долга.
Мораль. Чтобы не оказаться в такой ситуации, думайте о продвижении. Определитесь, чем вы отличаетесь от конкурентов и разработайте рекламную кампанию. Развивайте страницы в социальных сетях, заказывайте контекстную рекламу, договаривайтесь о взаимопиаре с партнерами. Если, например, вы торгуете свадебными платьями, то сотрудничайте с цветочными магазинами. Они будут рассказывать невестам о вас, а вы — о них.
Когда реклама заработает и пойдут продажи, анализируйте эффективность продвижения. Если каналов много, то это проще делать с помощью программы. Она сама все посчитает, вам останется только посмотреть отчет и принять решение.
noteimage
Оценивайте эффективность рекламы
noteimage
Оценивайте эффективность рекламы
quoteIcon
Мне почему-то казалось, что достаточно найти поставщиков и сделать сайт, а покупатели придут сами. Сейчас бы я уделяла основное внимание продвижению интернет-магазина и рекламе.
quoteIcon
Тамара Герасимович, индивидуальный предприниматель
Тамара Герасимович, индивидуальный предприниматель

Не изучать специфику рынка

Грустная история. В 2010 году предприниматель из Москвы открыла пляжный бар на курорте Черногории. С первого дня она поняла, что между ней и местными жителями — слишком большие культурные различия.
Девушка оказалась не готова к размеренной черногорской жизни, где юристы составляют типовой договор полтора месяца, а поставщики привозят продукты с опозданием на три дня. Постоянные задержки и проволочки сказывались на бизнесе, предприниматель терпела убытки, и из-за плохого знания языка никак не могла взять все под свой контроль.
В конце сезона девушка закрыла бар, потеряла все вложенные деньги и понесла дополнительные убытки в 20 000 €. Опустошенная предпринимательница попрощалась с мечтой о жизни в Европе, вернулась в Россию и еще год отдавала долги.
Мораль. В подобной ситуации можно оказаться, если на старте не узнать о местной специфике. Планируя бизнес в другой стране, досконально разберитесь в законах и менталитете. Проконсультируйтесь с соотечественником, который долго работает в стране и знает все на собственном опыте.

Не соблюдать законы

Грустная история. Предприниматель открыл ветеринарный магазин в небольшом городе и продавал лекарства для животных. Спустя год во время внезапной проверки инспекторы рассказали, что для продажи таких лекарств нужна лицензия на фармацевтическую деятельность. Предпринимателя оштрафовали на 50 000 ₽, товар конфисковали.
Пока шло разбирательство, магазин не мог работать. За это время накопились долги перед поставщиками и владельцем помещения — 300 000 ₽. Предприниматель занял денег у родственников, расплатился и закрыл бизнес. Долги родственникам отдавал еще два года.
Мораль. Узнайте заранее у юриста и бухгалтера, какие законы вам нужно соблюдать. Иначе можете получить штраф за неуплату налогов или взносов, отсутствие лицензии или онлайн-кассы.
quoteIcon
Самые распространенные ошибки — неправильный выбор системы налогообложения, отсутствие лицензии и нарушения отдельных требований, например, пожарной безопасности. Предусмотренные за них штрафы часто приводят к банкротству малого предприятия. Поэтому перед открытием бизнеса проконсультируйтесь с юристом и бухгалтером.
quoteIcon
Алена Ива, юрист
Алена Ива, юрист

Как не потерять бизнес

noteimage
  1. Планируйте расходы предприятия и тратьте на личные нужды только чистую прибыль.
  2. Узнайте до старта, кто ваши клиенты и в каких ситуациях они купят ваши товары или услуги.
  3. Подумайте заранее о продвижении бизнеса и рекламе.
  4. Изучайте до старта местную специфику, если открываете бизнес в другой стране.
  5. Проконсультируйтесь с юристом и бухгалтером. Выясните, какие законы вам нужно соблюдать.
noteimage
Эксперты
personPhoto
Борис Колесников, основатель гипермаркета музыкальных инструментов skifmusic.ru
personPhoto
Тамара Герасимович, индивидуальный предприниматель
personPhoto
Алена Ива, юрист