<span>Как открыть ИП</span>

Как открыть ИП

Инструкция
для новичков
Простой способ узаконить бизнес — зарегистрировать ИП и выбрать льготную систему налогообложения. Понадобится пара документов и немного времени.
Рассказываем обо всем по порядку.

Шаг 1. Определиться с видами деятельности

Для регистрации ИП вы выбираете коды экономической деятельности из специального классификатора — ОКВЭД. Благодаря им налоговая и банки узнают, чем именно вы занимаетесь.
Например, булочной могут потребоваться коды 10.71.1 «Производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения» и 10.71.2 «Производство мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения».
В заявлении на регистрацию ИП вы указываете один основной код и несколько дополнительных. Для основного кода выбирайте ту деятельность, от которой планируете получать больше всего денег.
«Закон не ограничивает количество видов деятельности. Но если из документов следует, что у вас одновременно салон красоты, производство черных металлов и предприятие по переработке рыбы, банк может заподозрить вас в «отмывании» денег.
Чтобы такого не произошло, я рекомендую указывать только ту деятельность, которой вы действительно занимаетесь. У предпринимателей, которые так поступают, не возникает проблем с банками».
Татьяна Никанорова, руководитель «Профдело», двадцать лет в бухгалтерии

Шаг 2. Выбрать систему налогообложения

После регистрации ИП есть месяц на выбор системы налогообложения. Если за это время не уведомить налоговую о своем решении, она назначит вам общую систему налогообложения. Для вас это означает высокие налоги и сложный учет — без бухгалтера не обойтись.
Чтобы не принимать решение в спешке, определитесь с системой налогообложения до регистрации ИП. Малому бизнесу подойдет одна из пяти льготных систем: упрощенка, патент, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог или налог на профессиональный доход.
Упрощенная система налогообложения
Подходит большинству начинающих предпринимателей. Раз в три месяца вы платите налог, а раз в год сдаете декларацию.
Упрощенка бывает двух видов: «Доходы» и «Доходы минус расходы». В первом случае вы рассчитываете налог со всех заработанных денег, во втором — вычитаете из доходов расходы на ведение бизнеса. На УСН есть ограничения по видам деятельности, обороту и количеству сотрудников.
Единый налог на вмененный доход
Подходит только для определенных видов деятельности. Особенность системы — сумма налога зависит не от выручки, а от показателей бизнеса, например, площади магазина или количества сотрудников. Вы всегда знаете, сколько платить, и спокойно откладываете нужную сумму.
Правда, с 2020 года ЕНВД нельзя применять в некоторых сферах, а с 2021 года эту систему налогообложения полностью отменят.
Патентная система налогообложения
Что-то вроде разрешения на работу. Вы покупаете патент на определенный срок, и в это время не платите налоги и не сдаете декларацию. Налоговый кодекс приводит конкретные виды деятельности, для которых возможно применение патентной системы. Есть ограничения по обороту и количеству сотрудников.
Единый сельскохозяйственный налог
Система налогообложения для предпринимателей, которые производят, перерабатывают и продают сельхозпродукцию или оказывают услуги в этой сфере.
ЕСХН подойдет, только если вы производите продукцию сами и получаете от продажи сельхозтоваров не менее 70% выручки. К индивидуальным предпринимателям есть дополнительные требования.
Налог на профессиональный доход
Подойдет, если вы продаете товары собственного производства, сами оказываете услуги и не планируете нанимать сотрудников.
Вы платите государству 6% от дохода, если получаете деньги от компаний и других ИП, 4% — если ваши клиенты физлица. Не нужно платить страховые взносы, подключать онлайн-кассу и сдавать декларацию.
Ограничение по доходу — 2,4 миллиона рублей в год. Если заработаете больше, придется переходить на другую систему налогообложения. В 2020 году НПД действует в 23 регионах страны.
По виду деятельности вам могут подходить несколько систем налогообложения. Чтобы определиться с выбором, нужно прикинуть, сколько налогов заплатите в каждом конкретном случае, и выбрать самый выгодный вариант.
Лучше всего посоветоваться с бухгалтером. Чтобы не платить за простую консультацию, можно обратиться в государственный центр поддержки предпринимателей — его сотрудники консультируют бесплатно.

Шаг 3. Подготовить документы для регистрации

Чтобы открыть ИП, потребуется подать в налоговую пакет документов: копию паспорта, заявление о регистрации и квитанцию об оплате госпошлины. Несовершеннолетним дополнительно нужно письменное согласие родителей — стать предпринимателями они могут с 14 лет.
Заявление на регистрацию
Вы заполняете заявление по форме № Р21001 на компьютере или от руки. В нем все просто: вы указываете паспортные данные, адрес регистрации, коды экономической деятельности — ОКВЭД.
У налоговой есть требования к оформлению. Если заполняете документ на компьютере, то выбирайте шрифт Courier New 18-ого размера. От руки заявление можно заполнять только черными чернилами. В обоих случаях используйте заглавные буквы, а в одну клетку вписывайте одну букву или знак.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/24084_img_01.jpg
Пример заполнения первой страницы заявления
Госпошлина
В 2020 году госпошлина за регистрацию ИП — 800 рублей. Вы платите ее, только если сдаете документы в налоговую лично. Для этого формируете квитанцию с вашими данными на сайте ФНС. Оплачиваете онлайн на том же сайте или в банке.
Госпошлина не нужна, если подаете заявление на сайте налоговой, на портале Госуслуг, через МФЦ, нотариуса или посредника, например, банк.

Шаг 4. Зарегистрировать ИП в налоговой

Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту прописки. Допустим, вы живете в Москве, а прописаны в Калининграде — в этом случае нужно будет обращаться в калининградскую налоговую. Но не нужно бежать за билетом на самолет: подавайте документы по интернету, через МФЦ, нотариуса или банк, отправляйте по почте или с курьером.
Лично в налоговой
Способ подойдет, если вы живете в том же городе, где прописаны, и можете лично съездить в налоговую.
Посетить ФНС придется дважды: сначала подать заявление, затем — забрать документы о регистрации. Чтобы не обивать пороги налоговой, подайте заявление через портал Госуслуг. В налоговой рассмотрят документы и пригласят вас сразу на оформление.
По интернету
ИП можно зарегистрировать на портале Госуслуг или на сайте ФНС. Чтобы все сделать без визита в налоговую, потребуется купить квалифицированную электронную подпись. Ее оформляют в удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязи. В среднем подпись стоит 3000 рублей.
Через МФЦ
МФЦ обычно ближе к дому, чем налоговая, и в нем меньше очередей. В остальном процедура устроена так же, как и личный поход в ФНС. Правда, услугу оказывают не во всех центрах, а срок регистрации увеличивается до 14 дней.
Через банк
Регистрировать ИП помогают банки, причем бесплатно. Представители банка заполнят за вас и передадут в налоговую все документы.
Через нотариуса
Нотариусы принимают от будущих предпринимателей документы, заверяют своей электронной подписью и отправляют в налоговую. За услугой можно обратиться к любому нотариусу, в Москве она в среднем стоит 8000 рублей.
По почте или курьером
Вы заверяете подпись на заявлении у нотариуса и отправляете документы по почте или с курьером. Придется оплатить услуги нотариуса и стоимость пересылки.

Шаг 5. Получить документы о регистрации

Оснований для отказа в регистрации немного — чаще всего это неправильно заполненные документы. Еще отказывают людям, если суд запретил им заниматься предпринимательской деятельностью и срок запрета еще не истек. А предпринимателям-банкротам и прекратившим деятельность по решению суда нужно ждать год, прежде чем снова открывать ИП.
Если проблем нет, то через 3 рабочих дня вас зарегистрируют. Срок может увеличиться до 5–14 дней, если подаете документы через МФЦ, нотариуса, отправляете по почте или с курьером.
В финале вы получите лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Еще могут выдать уведомление о постановке на учет в налоговой. Свидетельства о государственной регистрации ИП не выдают с 2017 года.

Шаг 5. Уладить формальности

Уведомить налоговую
Чтобы не остаться на общей системе налогообложения, нужно сообщить налоговой о выборе льготного режима.
В течение 30 дней вы подаете в налоговую уведомление о выборе упрощенки или сельхозналога, в течение 5 дней — о выборе вмененки. С патентном по-другому: за 10 дней до начала работы вы подаете заявление на получение патента и затем получаете документ.
Плательщики налога на профессиональный доход подают уведомление в мобильном приложении «Мой налог»: оно работает на Android и iOS.
Сообщить другим контролирующим органам
Сообщать в ПФР и фонд ОМС не нужно, за вас это сделает налоговая. Но если вы нанимаете сотрудников, то регистрируетесь в ФСС в качестве работодателя.
Предприниматели из некоторых сфер обязаны уведомлять другие государственные ведомства. Например, владельцам кафе, гостиниц, химчисток и булочных нужно сообщать о начале работы в Роспотребнадзор. Чтобы выяснить, куда обращаться конкретно вам, проконсультируйтесь с бухгалтером или юристом или изучите постановление Правительства РФ.
Открыть расчетный счет в банке
Расчетный счет нужен, если вы собираетесь принимать оплату по безналу от юрлиц и других ИП. Или вам будут платить физики с карт или по интернету. Еще счет требуется, когда клиент по одному договору должен вам более 100 000 рублей. В остальных случаях его открывать не обязательно.
Разобраться с налогами и взносами
Предприниматели обязаны платить страховые взносы в ПФР и фонд ОМС, от них освобождены только плательщики налога на профессиональный доход. В 2020 году сумма взносов — 40 874 рублей за год. Столько придется отдать, даже если от бизнеса одни убытки.
Страховые взносы вы перечисляете налоговой. Платить можно по месяцам, кварталам или сразу за год, главное — внести всю сумму до конца года. На упрощенке и вмененке выгодно платить поквартально. Тогда вы уменьшаете налог на сумму страховых взносов, то есть отдаете государству меньше денег.
Еще нужно вовремя перечислять налоги, сдавать декларации и вести книгу учета доходов и расходов (отчетности нет только у ИП на НПД). Если же вы наняли сотрудников, придется перечислять налоги, взносы и сдавать отчеты за них.
Ошибки и задержки обходятся дорого. Например, за отсутствие книги учета можно заплатить 30 000 рублей. Чтобы не отдавать государству лишнего, разберитесь с бухгалтерией: подключите онлайн-сервис или обратитесь к бухгалтеру. И заведите календарь отчетности — тогда ничего не потеряется.
Подключить онлайн-кассу, если нужно
Полностью от кассы освобождены только плательщики налога на профессиональный доход. Большинство предпринимателей на других системах налогообложения, которые принимают деньги от физлиц, обязаны использовать кассу. Проконсультируйтесь с бухгалтером, чтобы выяснить, нужна ли касса именно вам.

Как открыть ИП

noteimage
  1. Выбирайте из классификатора только те виды деятельности, которыми действительно будете заниматься. Иначе вас могут заподозрить в коммерческих махинациях.
  2. Определитесь с системой налогообложения. Для этого посчитайте, сколько налогов будете платить на каждом из режимов.
  3. Заполните заявление на регистрацию ИП, приложите копию паспорта. Оплатите госпошлину, если подаете документы в налоговую лично.
  4. Посетите налоговую или обратитесь в нее через Госуслуги, сайт ФНС, МФЦ, подайте документы через нотариуса, отправьте по почте или с курьером.
  5. Получите выписку из ЕГРИП и свидетельство о постановке на учет в налоговой.
  6. Сообщите данные о себе налоговой и другим контролирующим органам, разберитесь с налогами и страховыми взносами, узнайте, нужна ли вам онлайн-касса.
  7. Обратитесь в банк, если не хотите заниматься документами лично. Сотрудники банка все сделают за вас.
noteimage
Эксперты
personPhoto