Как и кому нужно маркировать продукцию

Как и кому нужно
маркировать продукцию

И что будет, если этого
не делать
Маркировка товаров нужна, чтобы на рынке не было контрафакта и подделок. Рассказываем, какому бизнесу нужно маркировать свои товары и как это делать правильно.

Что такое маркировка

В конце 2017 года власти приняли Федеральный закон о маркировке товаров. Он борется с контрафактом и призван сделать товарооборот прозрачным для всех участников торговой цепочки. Речь о производителях, дистрибьюторах, розничных продавцах и покупателях.
Процесс маркировки контролирует Центр развития перспективных технологий. Он создал сервис «Честный ЗНАК», который фиксирует движение товара на каждом этапе цепочки — с момента его производства до получения конечным покупателем.
В чем суть обязательной маркировки? На упаковку или этикетку товара наносят идентификационный знак. Он может быть в виде RFID-метки, штрихкода DataMatrix, кода идентификационной упаковки КИТУ или АТК — агрегированного таможенного кода. Последний используется только для импортных товаров, другие — в зависимости от товарных категорий. Для одежды и сигарет, например, используют DataMatrix, а для меховых изделий — RFID.

Какие товары нужно маркировать

Сегодня официально отслеживают девять товарных категорий. И список будет расти, по крайней мере, до 2024 года.
Что маркируют сегодня:
  • Табак.
  • Меховые изделия.
  • Обувь.
  • Лекарства.
  • Парфюмерию.
  • Фотоаппараты и лампы-вспышки.
  • Шины и покрышки.
  • Одежду и бельё.
  • Молочную продукцию.
  • Ювелирные изделия. 
Здесь, правда, есть нюанс. В категории «одежда» нужно маркировать куртки, а футболки пока нет. Если ваша ниша есть в списке, лучше перейти на сайт проекта «Честный ЗНАК» и уточнить, нуждается ли продукт в маркировке.
Важно. Недавно завершились эксперименты с маркировкой биологически активных добавок, пива, кресел-колясок, воды и велосипедов. Эти товары могут пополнить списки для обязательной маркировки уже в ближайшем будущем.

Кто и где проверяет маркировку

Код заносят в национальные системы ГИИС ДМДК (для ювелирных изделий) и «Честный ЗНАК» (для всех остальных товаров). В цепочке сканирования кода участвуют абсолютно все: производитель, грузоперевозчик, дистрибьютор и розничный продавец — правила действуют как при продаже онлайн, так и офлайн. В случае с импортом маркировку наносит иностранный производитель, причем без неё товар не только в Россию, но и в зону ЕАЭС не пустят.

Вот как выглядит схема:

  1. Производитель регистрируется в сервисе ГС1 РУС и добавляет информацию о товарах. После запрашивает маркировку в системе «Честный ЗНАК». Затем печатает её, наносит на этикетку или упаковку товара и регистрирует маркировку в системе. Так продукция попадает в официальный оборот.
  2. Когда дистрибьютор выкупает товар, он сканирует код маркировки и сверяет его с кодом, указанным производителем.
  3. Ту же процедуру повторяет грузоперевозчик, когда получает товар и документы на него.
  4. Затем товар попадает в розничный магазин, и процедура повторяется снова. Магазин сканирует код и сверяет с кодами, отсканированными другими участниками цепочки. Только после этого товар оказывается на витрине.
  5. Завершается цепочка при продаже конечному клиенту — продавец сканирует код и выводит товар из оборота.
Важно для конечных продавцов. Если товар потерял ликвидность, перед утилизацией надо списать его в системе. Если покупатель возвращает товар, а маркировка при этом повреждена, её придется переделать. Списать старый код, а после запросить новый у производителя, нанести на товар и заново ввести в оборот. То же самое нужно сделать, если код потерялся или в нём есть ошибка.

Как получить маркировку

  1. Сделать электронную подпись. Она понадобится для работы в сервисе «Честный ЗНАК».
  2. Подключить СЭД (систему электронного документооборота), если вы этого ещё не сделали. Именно в неё загружают коды товаров.
  3. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Если вы производитель или импортер, нужно вступить в ГС1 РУС. Взнос за членство — 3000 ₽ в год.
  4. Настроить работу с маркировкой в системе товароучета. А розничным магазинам её нужно настроить ещё и в кассовой системе.
  5. Дистрибьюторам и продавцам понадобится сканер 2D-штрихкодов.
Для производителей. Зарегистрируйте товары в системе ГС1 РУС. Она автоматически подгрузится в «Честный ЗНАК» в течение одного дня. Запросите код на свои товары в этой программе, а после наклейте их на продукцию. Для печати подойдет обычный принтер или специальный для этикеток. Затем введите продукцию в оборот. Выберите промаркированные товары и нажмите «+Добавить» → «Ввод в оборот». 
Для импортёров. Вы создаёте коды в системе «Честный ЗНАК» и присылаете их поставщику. Тот распечатывает коды и наклеивает на товар перед отправкой в Россию. 

Что будет, если не нанести маркировку

Требования игнорировать нельзя, иначе товар конфискуют. Для нарушителей действуют штрафы. Для ИП — до 10 000 ₽ за производство и выпуск товара без маркировки. Для юридических лиц — до 100 000 ₽.
За продажу товара без маркировки ИП может грозить штраф до 4000 ₽, юрлицам — до 300 000 ₽.

Короче: что нужно знать о маркировке

noteimage
  1. К концу 2021 года нужно было обязательно маркировать товары девяти категорий: табак, мех, обувь, лекарства, парфюмерию, фотоаппаратуру, шины и покрышки, товары лёгкой промышленности, молочную продукцию и ювелирные изделия.
  2. До 2024 года список категорий будет пополняться.
  3. В процессе маркировки участвуют все звенья торговой цепочки: производители, дистрибьюторы, перевозчики и конечные продавцы.
  4. Коды ювелирных изделий нужно передавать в систему ГИИС ДМДК, а всех остальных товаров — в систему «Честный ЗНАК».
  5. Если вы производитель или импортёр, надо зарегистрироваться на сайте ГС1 РУС и занести туда информацию о товарах. Она автоматически подгрузится в систему «Честный ЗНАК», после чего можно будет запросить маркировочный код и наклеить его на товар до ввоза в Россию.
  6. Если вы дистрибьютор по России, нужно сканировать товар при приёмке в той же системе. Если конечный продавец — сканировать маркировочный код при приёмке от дистрибьютора и в момент продажи конечному клиенту.
noteimage
Поможем подобрать эффективные инструменты для вашего бизнеса. Оставьте заявку, и наши специалисты проведут бесплатную консультацию.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
Статьи Статья по теме #продажи, #законы