В апреле выручки общепита были на 65% ниже, чем в марте, и до сих пор продолжают падать. Эксперты говорят, что треть ресторанов, которые откроются после карантина, закроются снова. Рассказываем, как перезапустить бизнес после пандемии.
Где взять деньги
Правительство признало кафе и рестораны бизнесом, наиболее сильно пострадавшим от пандемии, поэтому вы можете получить государственную и региональную поддержку. Это различные субсидии, льготные кредиты и местные льготы.
Основных условий получения этой поддержки — два. В ваших регистрационных документах в качестве основного вида экономической деятельности должен быть указан код 56 — «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков». Также компания должна относиться к малому или среднему бизнесу, то есть у вас может быть не более 100 сотрудников, а доход за прошлый год — не превышать 800 млн руб.
По данным на 30 мая, кафе и рестораны с лицензией на алкоголь не могут рассчитывать на господдержку. Однако в новостях появилась информация об изменении в законе, которое позволит получить субсидию предприятиям общепита с алкогольной лицензией.
Получить субсидию в размере МРОТ на каждого сотрудника
Из-за карантина доходы кафе сократились, а часть расходов остались прежними: затраты на аренду и расчеты с поставщиками, на зарплату сотрудникам. Вы можете получить государственную субсидию в размере 12 130 ₽ на каждого официально трудоустроенного сотрудника и компенсировать часть затрат.
На денежную помощь могут рассчитывать организации, у которых на 1 марта 2020 года не было долгов по налогам или задолженность не превышала 3000 ₽. Еще одно условие — компания сохранила не меньше 90% сотрудников.
Если в марте в кафе работали 10 человек, а в апреле один уволился, численность персонала уменьшилась всего на 10% — вы можете рассчитывать на субсидию за апрель. Если в мае уволились еще два человека, численность персонала составила 70% по сравнению с мартом — за май субсидию вы не получите.
Подать заявку на субсидию можно на сайте ФНС. Если компания соответствует требованиям, на расчетный счет поступят деньги — 12 130 ₽ на каждого сотрудника.
Получить льготный кредит
С 1 июня 2020 года кафе, которые сохранили 90% персонала, могут получить льготный кредит. Сумма кредита зависит от количества сотрудников и рассчитывается по формуле: (МРОТ + 30% страховые взносы) х N сотрудников. То есть если в кафе работает 10 человек, максимальная сумма кредита составит: (12130 + 3639) х 10 = 157 690 ₽. Эту сумму компания будет получать ежемесячно в течение полугода.
Действие кредитного договора делится на два периода: с 1 июня по 1 декабря — базовый период, с 1 декабря по 1 марта — период наблюдения. Если на протяжении двух периодов численность персонала не сократилась более чем на 20% по сравнению с 1 июня, кредитные деньги можно не возвращать. Если хоть за один месяц базового периода количество персонала преодолеет доступный минимум, заем придется вернуть. Оплату нужно провести тремя равными платежами: 28 декабря, 28 января, 1 марта. Если в течение базового периода количество сотрудников сохранялось, но сократилось во время периода наблюдения, кредит спишут наполовину. Оставшуюся сумму нужно будет погасить равными частями: 30 апреля, 30 мая, 30 июня.
Льготный кредит можно получить в одном из 16 банков, с которыми государство заключило соглашение. Полученные в кредит деньги можно потратить на любые документально подтвержденные расходы.
В каких банках можно получить льготный кредит Название банка
Название банка
ПАО Сбербанк
АО «ВЛАДБИЗНЕСБАНК»
ПАО «Промсвязьбанк»
АО «Россельхозбанк»
Банк ВТБ (ПАО)
АО «МСП Банк»
Банк «Кузнецкий»
РНКБ Банк (ПАО)
ПАО ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК
ПАО «Совкомбанк»
Банк ПТБ (ООО)
Банк «КУБ» (АО)
АО «ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК»
Банк «Снежинский» АО
АО КБ «Хлынов»
КБ «Энерготрансбанк» АО
Воспользоваться региональными льготами
В некоторых регионах разработали дополнительные меры поддержки. Например, в Москве субсидия полагается кафе, которые признаются социально значимыми предприятиями: в их штате работают инвалиды, пенсионеры и люди предпенсионного возраста.
Социальная субсидия позволяет реструктуризировать текущий кредит. По договорам, заключенным до 15 апреля, кредитная ставка снижается на 6%, после 15 апреля — на 8%. Получается, если в феврале вы взяли кредит на развитие бизнеса под 12,5% годовых и ваша компания подходит под определение социально значимого предприятия, после реструктуризации кредитная ставка снизится до 6,5%.
В Удмуртии, Башкортостане, Волгоградской и Калужской областях для пострадавших отраслей снизили налоговую ставку до конца года: организации на УСН «Доходы» могут платить 1%, на УСН «Доходы минус расходы» — 5%.
Как сократить расходы на аренду
«Чтобы не увольнять сотрудников, мы стали работать навынос и доставку, но заказов мало — закрываю только расходы на продукты и зарплату. По устной договоренности с арендодателем пока оплачиваю только коммунальные платежи. Соглашение о снижении арендной платы он не подписывает, все тянет. Опасаюсь, что в любой момент владелец помещения выставит мне счет, в который включит полную стоимость аренды за прошедшие месяцы. Это убьет бизнес».
Наталия Соколова, руководитель кафе «Самовар»
Внимательно следите за новостями. Депутаты Думы предлагают разрешить арендаторам досрочно расторгать договоры. Это значит, что вы можете поставить арендатору ультиматум: или он снижает стоимость аренды, или вы расторгаете договор и съезжаете. Правда, при досрочном расторжении арендодатель не возвращает обеспечительный платеж.
Предложенный законопроект распространяется на малый и средний бизнес, доход которого из-за пандемии снизился более чем вполовину. Единственное уточнение — расторгнуть можно договор, который был заключен до 1 апреля 2020 года.
Мы уже писали большой текст о том, как снизить арендную плату в кризис. Даже сейчас вы можете расторгнуть договор досрочно через суд на основании существенного изменения обстоятельств. Еще один вариант — все-таки попробовать договориться с арендодателем и снизить ежемесячный платеж.
Как избежать штрафных санкций
Роспотребнадзор уже разработал правила работы заведений общепита с учетом ситуации в стране. Если вы будете соблюдать все рекомендации, претензий со стороны проверяющих не будет. Важно: на денежные штрафы пока наложен мораторий, но кафе могу закрыть на карантин, если вы нарушите установленные нормы.
В Москве летние веранды начнут открывать с 16 июня, с 23 июня рестораны, кафе и бары смогут открыть залы внутри — проводить там массовые мероприятия вроде банкетов пока нельзя.
Рекомендации по режиму работы еще находятся в разработке, но в последней доступной версии Роспотребнадзор выделяет четыре этапа возвращения к работе кафе и ресторанов. На первых этапах откроются только заведения с площадью зала не больше 50 кв. м, а в самом зале может стоять не больше пяти столов на расстоянии метра друг от друга. Важно, что за каждым столом должно сидеть не больше двух человек.
Персонал будет работать в масках и перчатках, а в зале должны каждые два-три часа проводить влажную уборку с дезинфицирующими средствами и включать бактерицидные лампы. В помещении также необходимо расставить санитайзеры, чтобы клиенты могли обработать руки дезинфицирующим раствором.
Перед работой сотрудники должны проходить входной фильтр — им нужно измерять температуру бесконтактным термометром. Средняя стоимость прибора — 6000-8000 ₽. Достаточно купить один термометр на кафе.
Важно. Работать пока смогут только кафе с отдельным уличным входом. Это значит, что в ближайшее время кофейня-островок в торговом центре не сможет возобновить работу, а шаурмичная на первом этаже жилого дома — сможет.
К штатному режиму работы кафе и рестораны перейдут, когда в регионе не будет новых случаев заражения, а количество заболевших по стране будет стабильно снижаться.
Как привлечь людей
Кажется, мир после пандемии сильно изменился, поэтому придется заново искать клиентов и новые способы продвижения, а еще пробовать новые форматы работы.
Узнать мнение клиентов
После изоляции ваши клиенты могли измениться. Многие ожидают, что люди станут тратить меньше денег на кафе, поэтому сумма среднего чека тоже станет меньше. Чтобы подготовиться к переменам, можно провести маркетинговый анализ аудитории: узнать, кто теперь будет вашим клиентом, как привлекать новых людей, как подстроиться под ожидания и возможности постоянных клиентов.
Если во время режима самоизоляции кафе продолжало работать навынос или доставляло еду, проанализируйте, как изменился спрос и какие блюда стали заказывать чаще. Проверьте статистику заказов: покупают больше днем или вечером, по выходным или в будни, курьеры развозят заказы по домам или доставляют в офис.
Если ведете группы в социальных сетях, посмотрите, не изменился ли портрет подписчиков за последнее время. Допустим, полгода назад в группу чаще вступали молодые люди до 25 лет, а за время изоляции возросло количество женщин 35—40 лет. Если участники группы активно лайкают и комментируют посты, среди них можно провести опрос. Чтобы увеличить охват клиентов, предложите им бонус или подарок. Например, кто ответит на вопросы, получит скидку 10% на следующий заказ или бесплатный десерт. Анкету удобно сделать в Google Формах. Это бесплатный сервис с автоматической обработкой ответов.
Полученный анализ поможет подготовиться к изменениям: ввести в меню новые блюда, перейти на востребованные продукты, предложить клиентам адекватный формат обслуживания.
Проанализировать каналы продвижения
После длительной изоляции необходимо напомнить клиентам о себе. Расскажите о начале работы, новых предложениях, акциях и скидках. Лучше всего использовать несколько каналов продвижения: вы сможете отследить эффективность каждого и выбрать лучший.
Цель анализа: определить, какая реклама приводит больше всего клиентов, и распределить рекламный бюджет с учетом полученной информации. Вы можете рассчитать стоимость входящего обращения или CPL с помощью шаблона, разработанного Сергеем Касьяновым. Полученные цифры помогут сравнить эффективность каждого канала и оставить рекламу с лучшими показателями.
«Мы активно продвигаем себя в соцсетях: среди подписчиков проводим лотереи и разыгрываем бесплатные ужины. Чтобы поучаствовать в лотерее, надо подписаться на группу и рассказать друзьям. Люди откликаются, а мы получаем новых подписчиков».
Марина Дахер, владелица ресторана домашней кухни Trattoria Buongiorno
Попробовать новые форматы работы
В Амстердаме ресторан Mediamatic установил на набережной персональные кабинки на двух гостей. Официанты подают ужин на длинных деревянных досках, не вступая в контакт с клиентами. В Швеции посреди поля открыли ресторан «Столик на одного» — ресторан обслуживает одного гостя в сутки. Заказанная еда спускается к посетителю по веревке в корзине для пикника. В Таиланде, чтобы соблюсти дистанцию, за некоторые столики посадили игрушечных панд.
Не стоит бояться экспериментов. Вероятно, сейчас самое время поменять меню и всю концепцию заведения. Это неплохое решение, которое поможет сэкономить, ведь уже на одно соблюдение требований Роспотребнадзора придется тратить немало денег. Так, некоторые сложные и дорогие блюда можно заменить пиццей и другой выпечкой — посмотреть, будет ли на это спрос.
«У меня свой ресторан домашней кухни в Швеции. С начала пандемии 90% дохода нам приносили заказы навынос. Нас спасло, что мы работаем сами — без персонала: нам не приходится платить зарплату сотрудникам, поэтому мы могли давать скидку на заказы. Доход падал, но мы привлекли новых клиентов.
С потеплением гости стали возвращаться в ресторан, а резкий скачок произошел в последних числах мая, когда мы открыли две веранды. Но если раньше клиенты заказывали “а-ля карт”, то сейчас — в основном пиццу».
Марина Дахер, владелица ресторана домашней кухни Trattoria Buongiorno
Как перезапустить кафе после пандемии
- Воспользоваться господдержкой, чтобы получить дополнительные деньги: подать заявку на получение субсидии и беспроцентного кредита, узнать о местных льготах в вашем регионе.
- Договориться с владельцем помещения о снижении аренды. Если это не получается, можно попробовать найти более выгодное предложение и расторгнуть договор на основании существенного изменения обстоятельств.
- Соблюдать рекомендации Роспотребнадзора, чтобы избежать штрафов.
- Провести маркетинговое исследование, чтобы узнать, как изменились целевая аудитория и поведение клиентов после самоизоляции.
- Запустить новую рекламу, отслеживать эффективность каждого канала, чтобы не спускать деньги в пустую.
- Попробовать новые форматы работы, экспериментировать с меню и концепцией заведения.
Эксперты
Наталия Соколова, руководитель кафе «Самовар»
Сергей Касьянов, основатель агентства «Генератор продаж»
Марина Дахер, владелица ресторана домашней кухни Trattoria Buongiorno