Если вы решили заняться бизнесом, у вас есть два варианта: начать все с нуля и развиваться самостоятельно или работать по готовой бизнес-модели. Плюсы есть и там, и там, а универсального ответа, что лучше — просто не существует.
Поможем разобраться, что подходит именно вам. Отвечайте на вопросы, читайте ответы — они помогут определиться.
Термины, которые нужно знать
Франшиза — право на использование чужого бренда.
Франчайзер — бренд, который продает компаниям право пользования именем, делится ноу-хау, учит вести бизнес.
Франчайзи — тот, кто покупает право работать под чужим брендом.
Паушальный взнос — единоразовый взнос для покупки франшизы.
Роялти — процент прибыли, который нужно платить франчайзеру в оговоренные сроки: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.
1 вопрос из 5
У вас есть идея, которую хотите развивать?
Да
Нет
Создайте свое дело.
Если у вас оригинальная идея, начните с бизнес-плана. Подумайте, для кого вы делаете бизнес, сколько денег вам нужно для старта, как долго будете выходить на окупаемость и прибыль.
Даже если идея — не верх оригинальности, попробовать можно. Предположим, вы решили открыть автосервис. Оцените, насколько хорошо вы разбираетесь в этом деле. Если знаете о машинах и запчастях все, уже работали в этой сфере, то поддержка другого бренда и чья-то бизнес-модель вам, скорее всего, не нужны. Только учтите: без продвижения и хорошего бухгалтерского сопровождения вам не справиться. Если по франшизе со всем этим вам помогают, то здесь придется выкручиваться самостоятельно.
2 вопрос из 5
У вас есть бизнес-план или вы знаете как его составить?
Да
Нет
Вам можно начинать свое дело.
Если вы все посчитали и знаете, сколько нужно вложить, как все организовать, когда выйдете на прибыль, смело регистрируйте ИП или ООО и начинайте работу.
Может быть, прямо сейчас вы задумались, а что вообще лучше: ИП или ООО. Как сделать выбор, мы рассказывали в этой статье. А если вы уже определились, почитайте, как зарегистрировать ИП и как открыть ООО.
3 вопрос из 5
Готовы платить за узнаваемость?
Да
Нет
Ваш выбор — франшиза.
Франчайзер уже вложился в рекламу, и, скорее всего, успел завоевать часть рынка. У компании уже есть репутация, лояльные покупатели, готовый продукт.
«Франчайзи получает узнаваемый бренд, знания и способы продвижения. Вы платите за комплекс знаний франчайзера, право пользоваться товарным знаком и выходы на партнеров по закупочным ценам.
В продвижении франчайзер тоже может помочь — дать рекомендации, которые вы можете использовать по своему усмотрению.
Отмечу также, что договор может предусматривать обязанность франчайзи рекламироваться определенным способом, исключать некоторые каналы и типы продвижения».
Юлия Кочаровская, юрист
4 вопрос из 5
Вам важно принимать ключевые решения самостоятельно?
Да
Нет
Только свое дело.
Каждый бизнесмен сам выстраивает модель работы с клиентами, контрагентами, работниками. Он решает, что будет продавать, по какой цене, определяет дизайн и философию продукта.
По своему усмотрению бизнес-модель можно менять, обновлять, дополнять, улучшать. Все это можно делать, если бизнес свой. А вот если работаете по франшизе, о свободе лучше забыть. Самый яркий пример: покупаете франшизу для кофейни и работаете строго по утвержденному меню, поменять которое — нельзя.
5 вопрос из 5
Вам важно знать точные сроки окупаемости?
Да
Нет
Вам подойдет франшиза.
В бизнес-модели франчайзеры просчитывают сроки окупаемости, указывают, сколько нужно вложить и когда вы начнете получать прибыль. Конечно, сроки, которые обещает франчайзер, вряд ли можно назвать жесткими: если обещают выход на прибыль через 12 месяцев, нужно понимать, что отклонение в плюс-минус 2-3 месяца — вполне допустимо.
«Многое зависит от франчайзи. Например, срок окупаемости франшизы — год, но франчайзи долго ищет помещение, долго делает ремонт своими силами, заказывает некачественную продукцию и в итоге открывает ресторан, который не вполне соответствует стандартам бренда — а значит, не привлекает клиентов. Другой вариант — франчайзи экономит на рекламе, открывается в труднодоступном месте, поэтому посетителей немного. В этих случаях период окупаемости увеличится.
Бывает и наоборот. Некоторые франчайзи выходят на окупаемость уже через 8–9 месяцев, хотя планировали сделать это за год. Так происходит, если все сложилось: удачно выбрали место для заведения, сделали хорошую рекламную компанию, не экономили на персонале».
Юлия Кочаровская, юрист
Что выбрать: франшизу или свой бизнес
- Если у вас есть бизнес-план, вы знаете, с чего начать и как работать, открывайте свое дело.
- Если вы начинающий бизнесмен без опыта, присмотритесь к франшизам. Это хороший старт: научитесь брать ответственность, но в сложной ситуации сможете обратиться за помощью к франчайзеру.
- Если у вас есть оригинальная идея, вы хотите самостоятельно принимать ключевые решения по развитию и четко понимаете, для кого можете делать бизнес, — франшиза вам не нужна.
- Если не хотите вкладываться в рекламу или вам нравится позиционирование определенного большого бренда, который работает по франшизе, покупайте ее.
- Если хотите как можно точнее знать, когда выйдете на окупаемость, — покупайте франшизу.
Эксперты
Альберт Хамзин, директор по франчайзингу #Лаваш
Юлия Кочаровская, юрист, собственник юридической фирмы КОДЕСТ