В Советском Союзе на улице стояли автоматы с газировкой, а в парках работали кабинки моментальной фотографии. Без цифровой техники процесс сложно назвать моментальным: клиенты ждали фотографии по 3–5 минут, а машины с газировкой нередко ломались. Это первые вендинговые аппараты в нашей стране.
Сегодня розничные автоматы более разнообразны. Разбираемся, какой товар можно продавать через вендинговые машины, и сколько нужно инвестировать в этот бизнес, чтобы заработать.
Что такое вендинговые аппараты и как они работают
Стандартный вендинг — это стеклянная витрина с купюро- или монетоприемником и лотком для выдачи товара. Некоторые автоматы могут отличаться от стандарта: например, массажные кресла в торговых центрах — это тоже вендинг.
В зависимости от товара, в автомат дополнительно могут установить весы, холодильник, кофемолку или резервуар с водой. Есть аппараты, которые принимают оплату банковскими картами, а некоторые работают через мобильное приложение. Пользователь сканирует QR-код аппарата, и на экране смартфона открывается полный ассортимент товара этого вендинга. Нужно только выбрать товар, оплатить его через приложение и забрать из автомата.
Для обслуживания вендингового аппарата потребуется инженер-наладчик: он проверяет работу автомата, пополняет ассортимент, снимает кассу. Пока у предпринимателя 5–10 вендинговых аппаратов, он может обслуживать их самостоятельно и параллельно заниматься продвижением бизнеса.
Что продавать через вендинг, чтобы заработать
Через вендинг можно продавать различные товары или оказывать услуги. Ориентироваться надо, скорее, на потребности клиентов, чем на предназначение автомата. При необходимости производители доработают вендинг под потребности бизнеса.
Самые популярные автоматы — по продаже чая, кофе, снеков. Их устанавливают в офисах и торговых центрах, салонах красоты и спортивных клубах, в парках и на остановках. В небольших кафе кофейный аппарат освобождает время бармена: он продает десерты, а напитки посетители наливают самостоятельно через автомат.
Для снековых аппаратов лучше подходит узнаваемая продукция: через витрину посетители не могут внимательно рассмотреть товар, покрутить его в руках, прочитать состав продукта, поэтому охотнее покупают, например, шоколадки известных марок.
В детских развивающих центрах можно поставить вендинг с игрушками, в школах — с канцелярскими товарами, в ТЦ — с витаминами и безрецептурными препаратами. Через вендинг можно продавать зонты, сувениры, контактные линзы, гигиенические средства, носки и колготки, журналы и книги. Это далеко не полный ассортимент автоматизированной торговли.
Вендинговый бизнес не ограничивается продажей товаров. Можно организовать бизнес вендинговых услуг. Сс помощью автомата клиенты могут зарядить смартфон, почистить обувь, сделать копии документов, проверить состояние здоровья. Так, вендинговый аппарат Keito K8 измеряет вес, давление, определяет соотношение в организме жира и мышечной массы.
С началом пандемии компания BM Group «Фабрика инноваций» усовершенствовала свое оборудование: аппарат начал выдавать маски и антисептик для обработки рук, а также научился измерять температуру бесконтактным способом. Такие аппараты стоят в общественных местах, в деловых и торговых центрах
Вендинговые аппараты по продаже напитков и контактных линз сейчас можно встретить почти в каждом магазине
Сколько вложить в вендинговый бизнес, чтобы заработать
Рассчитаем расходы и доход на примере предпринимателя-одиночки с пятью вендинговыми аппаратами. На покупку автоматов предприниматель потратил 1 000 000 ₽. Два вендинга установил в торговом центре, два — в визовом центре, еще один — в спортивном клубе. Для установки каждого аппарата арендовал по 1 м2 площади. В первый месяц работы предприниматель потратил деньги на аренду плюс внес депозит за последний месяц работы — 100 000 ₽ за пять автоматов.
Один вендинговый аппарат стоит около 150 000 — 200 000 ₽. Цена зависит от вместительности автомата и количества проводимых операций
Чтобы уменьшить риск внезапной поломки вендинга, предприниматель заключил с сервисным центром договор абонентского обслуживания аппаратов. Стоимость обслуживания одного вендинга — 3000 ₽ в месяц. Специалист сервисного центра раз в месяц проверяет аппарат, обновляет программное обеспечение по мере выхода новой версии.
Закупка товара перед стартом обошлась в 150 000 ₽. Затем каждые три дня предприниматель покупал товар небольшими партиями и сразу размещал его в вендинговых аппаратах. Деньги на склад тратить не пришлось, но нужно было заложить в расходы затраты на бензин и амортизацию личного автомобиля.
В первый месяц расходы на рекламу составили 20 000 ₽, в дальнейшем — по 5000 ₽. На эти деньги предприниматель рассылал СМС и заказывал отображение точек размещения вендингов в геолокационных системах — Яндекс.Карты и 2ГИС. Работал он без сотрудников, а себе установил зарплату 30 000 ₽.
Расходы на пять вендинговых аппаратов за год
Статья расходов
Инвестиции на старте
Общая сумма за год
Вендинговые аппараты
1 000 000 ₽
1 000 000 ₽
Аренда с депозитом
100 000 ₽
650 000 ₽
Абонентское обслуживание вендингов
15 000 ₽
180 000 ₽
Товар
150 000 ₽
1 000 000 ₽
Логистика
7500 ₽
90 000 ₽
Реклама
20 000 ₽
75 000 ₽
ФОТ плюс взносы
33 406,17 ₽
400 874 ₽
ИТОГО
1 325 906,17 ₽
3 035 874 ₽
Объем трафика в торговом центре был в 2 раза выше, чем в спортивном клубе. В визовом центре автомат простаивал без выручки выходные и праздничные дни, а в ТЦ на это время приходился всплеск продаж. Но в среднем через автомат проходило по 60 продаж в день при среднем чеке — 54 ₽. В день пять вендингов зарабатывали по 16 200 ₽, а за месяц — 486 000 ₽. Если вычесть расходы на товар и обслуживание, предприниматель ежемесячно получал около 250 000 ₽ чистой прибыли. Окупаемость бизнеса — 5,5 месяцев.
250 000 ₽
чистая прибыль с 5 вендингов
250 000 ₽
чистая прибыль с 5 вендингов
Как заработать на вендинговых аппаратах
- Подберите места для размещения вендингов с высоким трафиком: ТЦ, спортивные и развлекательные клубы, деловые центры, образовательные и государственные учреждения.
- Подберите товар, который будет пользоваться спросом у потенциальных клиентов.
- Закупите вендинги.
- Продумайте логистику и систему обслуживания автоматов.
- Запустите рекламу.
Эксперты
Сергей Худяков, руководитель торгово-сервисной компании «Альфа-Вендинг»
Владимир Буйвидис, руководитель группы компаний BM «Фабрика инноваций»