Компании с региональными филиалами, зарубежными партнерами и частыми командировками перешли на IP-телефонию — связь через интернет. Теперь на международные и междугородные звонки они тратят в 10 раз меньше, а сотрудникам звонят бесплатно.
Звонок в США с мобильного телефона стоит 40 ₽ за минуту. Если разговаривать с американским партнером или командированным сотрудником хотя бы по 10 минут в день, за месяц можно проговорить более 8000 ₽.
Сейчас на российском рынке около двух сотен IP-провайдеров. Из такого количества выбрать непросто. Расскажем, на что обращать внимание при выборе оператора.
Вид соединения
Представим, что вы подключили телефонию для связи с партнерами из других регионов. У вас важные переговоры, а на линии шумы, помехи, плохая слышимость. Из-за проблем со связью вы не смогли договориться и сделка сорвалась.
Чтобы понять, почему падает качество связи, надо разобраться с принципом работы телефонии. Во время IP-соединения звуковая, текстовая и видеоинформация передаются через интернет. Самый распространенный способ передачи информации — SIP, протокол установления сеанса.
SIP-протокол – набор правил обмена информацией
SIP-протокол – набор правил обмена информацией
Интернет-соединение имеет пропускную способность, то есть одновременно через канал может пройти ограниченное количество трафика. Чтобы уменьшить объем передаваемой информации, голос преобразуют в цифровой сигнал — кодируют. Закодированный голос «нарезают» на отрезки и упаковывают в пакеты. Каждому пакету присваивают порядковый номер и передают от абонента к абоненту. На месте пакеты распаковывают по порядку номеров и декодируют — превращают сигнал в голос.
Интернет-канал можно сравнить с железнодорожным узлом, через который проходит несколько путей сообщения. Голосовые пакеты — это железнодорожные составы, они съезжаются в узел со всех сторон. Когда составов собирается больше, чем узел может пропустить, образуется пробка. Голосовые пакеты доходят до абонента с задержкой, а часть может потеряться в пути. Из-за этого голоса абонентов накладываются друг на друга, часть слов пропадает, на линии слышны шумы, эхо.
У большинства IP-операторов пропускная способность канала ограничена 30–60 соединениями. Если в какой-то момент все соединения исчерпаны, дозвониться до абонента будет невозможно.
Евгений Ковалев, старший менеджер фиксированных продуктов Билайн
Евгений Ковалев, старший менеджер фиксированных продуктов Билайн
Чтобы исключить помехи на линии, интернет соединяют с междугородной (МГ) сетью. Во время звонка голосовые пакеты из интернета поступают на ближайший сервер МГ-сети, где каждый звонок идет по отдельному каналу. Пакеты проходят путь без задержек, качество связи идеальное.
Собственную МГ-сеть имеют всего три российских провайдера, остальные операторы передают звонки через интернет или арендуют линии голосовой связи у ведущих провайдеров. Прежде чем подключать IP-телефонию, поинтересуйтесь, какие каналы связи использует оператор. Если звонки идут только через интернет, то на линии часто будут помехи.
Маршрут звонка при комбинированном соединении
Прямые городские номера
Интернет-магазину с доставкой по всей России нужны прямые городские номера телефонов в нескольких регионах, чтобы житель Хабаровска видел на сайте хабаровский номер, а житель Самары — самарский.
У IP-оператора можно подключить виртуальный номер — удаленный номер телефона с кодом нужного региона. Покупатель из Хабаровска позвонит по виртуальному номеру в московский интернет-магазин, а оплатит разговор по местному тарифу.
У небольших IP-операторов выбор номеров ограничен 5–20 городами. Например, можно подключить виртуальные номера одного региона или выбрать прямые номера крупных городов. Посмотрите на сайте провайдера, есть ли у него номера нужных вам регионов.
Если вам важно присутствие по всей России, выберите оператора с большим списком городов.
Собственная сеть по всему миру
Крупные провайдеры развивают сеть по всему миру — клиент может звонить в разные страны. Небольшие провайдеры предлагают только 2–5 направлений, например Россия, Казахстан и Китай. В Австралию или Канаду через этого провайдера позвонить нельзя.
Иногда небольшие провайдеры арендуют каналы связи у других операторов и предлагают клиентам много направлений, но звонки у них дороже. Провайдер с собственной сетью предлагает клиентам скидки: чем больше сотрудников подключено к IP-телефонии, тем дешевле стоимость звонка. Например, если к телефонии подключить 5 сотрудников, то звонок в Германию стоит 4,5 ₽, а если 20 сотрудников, то 4 ₽. У провайдера-арендатора цена не зависит от объема звонков.
Уточните у оператора, по каким направлениям он работает и сколько стоит звонок при больших объемах.
Деление международных звонков по операторам
Когда провайдер развивает международное направление, он заключает договоры с зарубежными операторами. У одних иностранных партнеров стоимость услуг дороже, у других дешевле. В теории для российских клиентов цена минуты тоже должна отличаться. Но это не так.
Многие российские провайдеры указывают на сайте усредненную стоимость на все звонки внутри одной страны. Оплачивая SIP-телефонию по фиксированному тарифу, вы переплачиваете в 2–3 раза.
Например, в Италии работает 7 операторов. У пяти услуги стоят 2–5 ₽, а у двух — больше 20 ₽. Российскому провайдеру с единым тарифом клиент платит 15 ₽ за минуту звонка на любого оператора.
Если ваш партнер подключен к недорогому оператору, вам невыгодно платить по единому тарифу. Уточните у провайдера, использует ли он отдельную стоимость звонка для каждого зарубежного оператора и сколько стоит соединение с нужным вам оператором.
Дополнительные услуги
Помимо основной услуги — звонка абоненту — провайдеры предлагают перечень опций. Если сразу не уделить внимание всем возможностям IP-телефонии, в дальнейшем придется выбирать провайдера заново.
Переадресация на мобильный телефон. Внутри корпоративной IP-сети сотрудники бесплатно звонят друг другу по короткому номеру. Неважно, где они находятся: в офисе, в другом городе или другой стране — звонок между ними всегда бесплатный, но проходит через интернет. Если сотрудник оказался без интернета, дозвониться по IP нельзя.
Чтобы избежать такой ситуации, можно подключить услугу переадресации на мобильный телефон и звонить по короткому номеру. Уточните у оператора, есть ли у него услуга переадресации.
Дополнительная защита. Иногда сотрудник подключается к незащищенному интернет-каналу, например к бесплатному Wi-Fi в кафе или отеле. В таких местах часто промышляют мошенники.
Чтобы защитить информацию, сообщите провайдеру IP-адреса ваших устройств. Тогда провайдер будет обрабатывать звонки только с этих адресов и мошенник с другим IP-адресом не сможет подключиться и украсть ваши данные.
Спросите у оператора о степени безопасности IP-соединения.
Выбор оплаты. Посмотрите, какими способами можно пополнить счет. Если вам удобнее расплачиваться с мобильного телефона, а провайдер принимает только пластиковые карты и электронные кошельки, то каждый месяц вам придется искать терминалы оплаты.
Контроль звонков. Уточните, можно ли получить биллинговый отчет в личном кабинете аккаунта. Так вы сможете просматривать детализацию звонков со смартфона или компьютера.
Лучше, если у провайдера будет полный перечень важных для вас дополнительных услуг.
Как выбрать провайдера с недорогой и качественной связью
- Если звонок проходит по каналам МГ-сети, то качество связи лучше. Подключите провайдера с собственной сетью междугородной связи и разговаривайте без помех, эхо, задержек.
- Если клиенты видят на сайте местный номер телефона, то звонят чаще. Подключите провайдера с большим списком городов.
- Провайдер с собственной сетью предлагает клиентам выгодные тарифы. Подключите провайдера с невысокими ценами и сэкономьте 0,4–0,7 ₽ за минуту.
- Если услуги зарубежных операторов внутри страны тарифицируются отдельно, то за международные звонки можно платить в 2–3 раза меньше. Подключите провайдера с правдивыми ценами.
- Если у провайдера большой перечень дополнительных услуг, вы сможете выбрать необходимые опции. Подключите провайдера с расширенным списком услуг.
Эксперты
Евгений Ковалев, старший менеджер фиксированных продуктов Билайн