Точка безубыточности

Точка
безубыточности

Зачем и как
ее рассчитывать
Точку безубыточности рассчитывают, чтобы понять, когда бизнес начнет приносить прибыль и как действовать, когда компания уже пройдет «нулевой» уровень. Разбираемся, как сделать это самим на примере двух бизнесов.
ООО «Старт» — новая компания. Учредители планируют уже по итогам первого года работы получить дивиденды и хотят знать, какая выручка должна быть у компании, чтобы бизнес приносил прибыль.
ООО «Финиш» работает уже несколько лет. Выручка компании от месяца к месяцу растет. Раньше при этом росла и прибыль, но в последний год при увеличении выручки прибыль начала снижаться. Учредители не понимают, почему это происходит и что нужно делать, чтобы исправить ситуацию.

Как рассчитать маржинальную прибыль, и зачем она нужна

У любого бизнеса есть затраты, которые не зависят от того, сколько товара, продукции или услуг было реализовано. Вам в любом случае нужно заплатить за аренду офиса, выдать зарплату сотрудникам «на окладе», внести коммунальные платежи.
Такие затраты называют постоянными. Бизнес может «раскручиваться», «замораживаться» или переживать сложные времена, когда выручки нет вовсе, но постоянные затраты никуда не денутся.
Другие виды затрат связаны непосредственно с выручкой. К примеру, себестоимость купленных товаров или сырья, которое списали на производство. Чем больше продали — тем больше списали затрат на товары или сырье. Также от выручки зависит зарплата тех сотрудников, которые работают по сдельному тарифу или «за процент». Затраты, которые напрямую зависят от выручки, называют переменными.
Если вычесть из выручки переменные затраты, получим предельную прибыль. Эта прибыль называется маржинальной, потому что на практике достичь ее невозможно. Работать без постоянных затрат не получится, поэтому реальная прибыль вашего бизнеса всегда будет меньше, чем маржинальная.
Несмотря на то, что маржинальная прибыль — во многом условный показатель, ее активно используют для экономического анализа. В том числе — и для расчета точки безубыточности.
Еще один важный показатель — рентабельность по маржинальной прибыли. Это ее отношение к выручке: РМП = МП / В.

Как рассчитать точку безубыточности

Если ваша компания работает с нулевой прибылью, то выручка и затраты равны. В точке безубыточности постоянные затраты равны маржинальной прибыли, а выручка равна отношению постоянных затрат к рентабельности по маржинальной прибыли.
Пример
Перед тем, как запускать бизнес, владельцы составили финансовый план ООО «Старт».
Средние показатели на месяц: выручка — 10 млн ₽, постоянные затраты — 3 млн ₽, переменные затраты — 5 млн ₽. Чтобы рассчитать точку безубыточности, нужно выполнить три простых действия.
  1. Рассчитать маржинальную прибыль: МП = В – ПЕРЗ = 10 млн ₽ – 5 млн ₽ = 5 млн ₽.
  2. Рассчитать рентабельность по маржинальной прибыли: РМП = МП / В = 5 млн ₽ / 10 млн ₽ = 50%.
  3. Рассчитать выручку в точке безубыточности: Вб = ПОСТЗ / РМП = 3 млн ₽ / 0,5 = 6 млн ₽.
Получается, чтобы компания приносила прибыль, ее выручка должна быть не меньше 6 млн ₽ в месяц.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/27553_gr1.jpg
На диаграмме видно, что точка безубыточности находится на пересечении графиков общих затрат и выручки

Как контролировать развитие, чтобы не попасть в точку бесприбыльности

Ни один бизнесмен не собирается останавливаться на точке безубыточности. И первая мысль начинающего предпринимателя: чтобы было больше прибыли, нужно постоянно увеличивать выручку.
Действительно, поначалу это работает. Когда бизнес «проходит» точку безубыточности, прибыль растет вместе с выручкой, но потом ситуация может измениться.
Если товары продаются по одной цене, то с ростом объемов продаж увеличивается и выручка. При этом емкость рынка не безгранична, а еще на нем действуют конкуренты. Чтобы товар продолжали покупать в больших объемах, вам с определенного момента придется снижать цены. Это значит, что выручка уже не будет так стремиться вверх, как на графике из предыдущего раздела.
Будут расти и затраты. Если у вас производство, придется увеличить объемы, а для этого — перейти на работу в две или три смены. Значит, вырастет нагрузка на оборудование и его придется чаще ремонтировать.
Если решите продавать свою продукцию в других регионах, увеличатся затраты на доставку. Кроме того, нужно будет вложить дополнительные деньги в рекламу.
За работу вечером и ночью нужно будет доплачивать сотрудникам, а производительность ночью будет меньше, чем днем. Это же относится и к торговле. Продавцам за ночные часы необходимо платить больше, а покупателей в это время будет меньше. В итоге ваши переменные затраты будут расти быстрее, чем выручка.
Вырастут и постоянные затраты. Например, если количество отгрузок станет значительно больше, вам придется взять на работу дополнительного бухгалтера и специалиста по логистике. Этих сотрудников нужно где-то разместить — увеличатся затраты на аренду офиса.
В один момент ваша выручка и затраты могут снова сравняться.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/27553_gr2.jpg
На диаграмме красным выделена вторая точка безубыточности. Правильнее назвать ее точкой бесприбыльности, потому что с этого момента бизнес перестал функционировать с прибылью
Рассчитать точку бесприбыльности по формуле нельзя. На ее величину для каждого бизнеса влияют десятки факторов: конкуренция на рынке, состояние оборудования, место расположения магазина или кафе, квалификация работников и другие.
При этом можно и нужно вовремя отследить негативные тенденции и предотвратить «скатывание» компании к бесприбыльности. Для этого каждый месяц нужно анализировать четыре основных показателя.
  1. Доля переменных затрат в выручке. В норме этот показатель должен оставаться постоянным, а лучше — снижаться. Рост доли переменных затрат — тревожный сигнал.
  2. Рентабельность по маржинальному доходу. Этот показатель при росте выручки тоже должен расти, как минимум — оставаться без изменений.
  3. Доля постоянных затрат в выручке. При росте объемов продаж эта доля должна снижаться. В идеальном варианте постоянные затраты не меняются при увеличении выручки. Если доля постоянных затрат остается на одном уровне или, тем более, растет — у вашего бизнеса появились проблемы.
  4. Рентабельность по чистой прибыли. Она должна быть неизменной при увеличении объемов, а лучше — расти. Если доля чистой прибыли в выручке постоянно снижается, вы входите в опасную зону.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/27553_table1.jpg
Если хотя бы один из показателей два месяца подряд попал в опасную зону, обязательно выясните причину. Если в красной зоне оказались два показателя или больше, дальнейший рост выручки с большой вероятностью приведет к снижению прибыли и поэтому нецелесообразен
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/27553_table2.jpg
В таблице — подробный отчет ООО «Финиш» о доходах и расходах. Видно, что уровня безубыточности компания достигла в феврале при выручке 6 млн ₽. В марте и апреле все было в порядке, а в мае ситуация ухудшилась: рентабельность начала падать, а постоянные затраты — расти. В итоге к августу при выручке уже 22 млн ₽ компания опять начала работать «в ноль»
Чтобы спасти компанию «Финиш», нужно было остановить рост выручки на уровне апреля, когда была достигнута максимальная чистая прибыль и наилучший показатель рентабельности. Это не значит, что в подобной ситуации нужно вообще прекратить расширять свой бизнес. Дело в том, что предел по выручке достигнут в данных условиях: для этого магазина, кафе или цеха и для конкретного региона, города, района.
Дальше вы можете попробовать открыть такие же точки в других местах и развивать каждую из них, добиваться максимально возможной эффективности в новых условиях.

Как найти точку безубыточности и определить оптимальный масштаб бизнеса

noteimage
  1. При запуске нового бизнеса составьте финансовый план и рассчитайте точку безубыточности на его основе. «Порог» выручки, после которого компания начнет приносить доход, равен отношению постоянных затрат к рентабельности по маржинальной прибыли.
  2. Когда компания начнет работу, ежемесячно контролируйте долю затрат в выручке и рентабельность. Если эти показатели начали ухудшаться при росте объемов продаж — дальше увеличивать выручку будет невыгодно.
  3. Хотите продолжить развиваться — расширяйте бизнес и открывайтесь в других городах, переходите из оффлайн в онлайн. По каждому новому направлению таким же образом определяйте уровень безубыточности и контролируйте оптимальную выручку.
noteimage
Поможем подобрать эффективные инструменты для вашего бизнеса. Оставьте заявку, и наши специалисты проведут бесплатную консультацию.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
Статьи Статья по теме #управление, #оптимизация