Как открыть вендинговый бизнес

 
Вендинговый бизнес — один из самых лучших способов начать свое предприятие для начинающего бизнесмена. При грамотном выборе места с большой проходимостью велика вероятность успеха, а следовательно — и больших прибылей. Кроме того, вендинговому бизнесу не нужны рекламные кампании, внушительный штат сотрудников. При желании можно управляться со всем самостоятельно. О том, как открыть вендинговый бизнес, расскажем в нашей статье.

Что такое вендинговый бизнес

Вендинговый бизнес — это торговые автоматы. В них можно продавать готовую еду, напитки, книги, игрушки и многое другое. Кстати, терминал, с помощью которого можно пополнить баланс телефона или оплатить покупки в Сети — это тоже вендинговый автомат.
В странах Евросоюза, США и Японии бизнес на торговых автоматах — это развитая отрасль, тогда как в России их еще не так много. Для сравнения, в Японии приходится порядка 30 человек на один вендинговый автомат, а в РФ — более 4000. При этом большая часть автоматов приходится на кофе и снеки. Именно поэтому вендинговый бизнес перспективен — конкуренция невелика. Тенденции развития данной сферы — это скорость и развитие. Поэтому такой простой вход в бизнес будет сохраняться недолго.

С чего начать вендинговый бизнес

Идея

В основе любого бизнеса лежит идея. Это также касается и вендинга — автоматы должны привлекать потенциальных покупателей. Самые выгодные ниши в России — это напитки и готовые продукты. Но стоит также подумать и о чем-то более необычном. За границей распространены автоматы по продаже вина, зонтиков, спортивного питания или даже церковных свечей. Главное — найти подходящую целевую аудиторию.
Новичкам все же лучше начать с кофе и только затем тестировать необычные торговые автоматы. Так выше вероятность успеха.

Бизнес-план

Чтобы открыть свой вендинговый бизнес, нужно разработать бизнес-план подробную инструкцию по работе вашего предприятия. Решите, для кого вы пишите бизнес-план: для инвесторов или для себя. Инвесторам нужна доказательная база состоятельности проекта и выгодные финансовые показатели — их можно несколько приукрасить. Бизнес-план для себя должен быть максимально приближен к реальности, в нем должны быть отражены существующие ресурсы и стартовые вложения для вендингового бизнеса.
В бизнес-плане должны быть отражены сильные и слабые стороны проекта, анализ рынка, описание товара или услуги, возможные риски. Уделить особое внимание нужно маркетинговому плану с анализом целевой аудитории, информацией об аренде площади под автоматы и прогнозируемой эффективности проекта. В бизнес-плане вендингового бизнеса обязательно должен быть раздел о планах на будущее — как вы будете развивать предприятие, где и какие будете размещать автоматы.
На этом этапе также нужно определить цену на ваши товары и услуги. Это делается исходя из доходов потенциальных покупателей. Например, в Майами-Бич, одном из самых крупных курортов США, установлен вендинговый автомат по продаже предметов роскоши. Можно купить сертификат на получение роскошных украшений, дорогих автомобилей или даже яхты — максимальная стоимость ограничена миллионом долларов. Понятно, что такие автоматы исключительны и их можно установить лишь в нескольких местах на планете. Но вам также стоит руководствоваться принципом анализа доходов покупателей. Для офисного работника цена в 100 рублей за стаканчик кофе не слишком велика. Но вот чтобы кофе покупали на вокзале, цена должна быть в два раза меньше.

Юридическое оформление

После получения инвестиций нужно перейти к оформлению юридического статуса предприятия. У молодого бизнесмена два варианта — ООО или ИП. Регистрация ООО бесплатна, но процесс сбора документов здесь сложнее, чем с ИП.
Далее нужно выбрать режим налогообложения. Чаще всего владельцы вендинговых автоматов выбирают ЕНВД. Так размер дохода от автоматов не будет оказывать влияния на величину налога. Кроме того, на вмененке не нужно платить НДС, НДФЛ за самого себя для ИП и налог на прибыль для юридических лиц.
Как вариант, можно использовать патентную систему налогообложения. Это возможно при условии, что в штате у вас не более 15 сотрудников. Налоговые выплаты производятся авансом после получения патента. Действует такой патент до года. Также, как и с ЕНВД, на патенте не нужно платить НДФС, НДФЛ и налог на прибыль, но за сотрудников подоходный налог придется платить.
Упрощенку выбирают, если вы не уверены в своем доходе. Вы платите только 6% с выручки либо 15% с выручки за вычетом расходных трат. Чем меньше выручка, тем меньше вы платите.
Для регистрации ИП нужны следующие документы:
  • ксерокопия паспорта;
  • заявления о регистрации и выборе системы налогообложения;
  • копия ИНН;
  • временная регистрация, если вы не гражданин РФ;
  • квитанция с госпошлиной;
При открытии вендингового бизнеса нужны будут еще сертификат соответствия Госстандарта РФ, техпаспорт оборудования и гарантийные талоны.
В ОКВЭД у вендингового бизнеса нет отдельных кодов. Если вы ставите платежные автоматы, то ставьте код 52.61.2, если аппарат предназначен для копирования и печати — 74.83; при продаже любых продуктов питания — 52.63; для установки массажных кресел — 71.40.3.

Выбор вендинговых автоматов

Определитесь, покупаете ли вы новые автоматы или подержанные. Последние значительно дешевле, но и санэпидемстанция предъявляет к ним больше требований. Более того, подержанные вендинговые автоматы могут и вовсе не пройти экспертизу СЭС.
Покупая новые вендинговые автоматы, вы также получаете возможность гарантийного обслуживания. Бесплатным ремонтом не стоит пренебрегать — это поможет снизить ваши расходы. В пользу новых автоматов говорит и то, что их поставщики часто предлагают пройти бесплатные тренинги по основам вендингового бизнеса.
Не каждый автомат оснащен терминалом для приема карт. Его можно установить дополнительно, но лучше выбирать уже готовый вариант — так получится сэкономить. Также на автоматах должны быть указаны контактные данные предпринимателя.

Выбор места под автоматы

Многолюдное место идеально подходит под нужды вендингового бизнеса. Это могут быть офисные центры, поликлиники, торговые центры, железнодорожные станции. Но стоит учитывать и специфику. К примеру, кофейные автоматы будут приносить больше прибыли в бизнес-центрах и транспортных узлах — везде, где людям приходится ждать. Сладости лучше продавать вблизи школ или детских центров.
Вендинговые автоматы можно устанавливать и на улице. Правда, есть проблема вандализма — хулиганы могут разбить аппарат в поисках денег и ценностей, да и просто ради забавы. С другой стороны, непогода и перепады температуры также могут вмешаться в работу автомата. Поэтому устанавливать на улице вендинговые терминалы стоит с осторожностью — например, на железнодорожных станциях или в подземных переходах.
Один из основных плюсов вендингового бизнеса — низкие расходы на аренду помещения. Фактически, вам будет достаточно 2 квадратных метров на один вендинговый аппарат. Затраты на аренду составляют от 1000 до 4000 рублей на каждый автомат — это 10-20% от прибыли. Но можно договориться и о бесплатной установке. В торговых центрах вендинговые автоматы повышают лояльность к самому заведению. Если вы это сумеете донести владельцу ТЦ, то сможете арендовать площадь бесплатно.
При аренде площади учитывайте возможности подключения. Нужно, чтобы автомат был подключен к электросети. Если это кофейный аппарат, то нужен еще и доступ к водопроводу.

Прием платежей в вендинг-бизнесе

Хотя возможности оплаты также зависят от целевой аудитории, стоит предлагать как можно больше способов приема платежей. Сейчас не у каждого найдется в кармане мелочь, а вот карты — всегда под рукой. И наоборот, в автовокзалах небольших городов лучше поставить купюроприемник и монетоприемник — люди в регионах чаще носят с собой наличные. Чем дальше от областного центра, тем меньше пользователи доверяют банковским картам.

Обслуживание вендинговых аппаратов

Если вы работаете без сотрудников, то обслуживанию аппаратов нужно уделять 8-10 часов в неделю, в зависимости от их количества. Проблема в том, что у большинства аппаратов невозможно удаленно определить, остался ли еще товар. А если покупатель несколько раз безуспешно попытается купить кофе или сэндвич, он больше не будет подходить к автомату.
Помимо загрузки товара и поддержании аппаратов в работоспособном состоянии, нужно следить за наличием инструкции по использованию и чистотой. Вряд ли кому-то захочется подходить за водой к вендинговому аппарату, забрызганному грязью.
Затраты на обслуживание вендингового аппарата невелики. В среднем цена стаканчика кофе составляет 6 рублей при его цене для покупателя от 30 рублей и выше. Всего автомат продает от 40 стаканчиков в день — примерно 1200 в месяц. То есть на ингредиенты вы будете расходовать от 7200 рублей в месяц. Правда, качество такого кофе будет не слишком высоким. К расходам также стоит добавить 1000 рублей на транспорт и 500 — на связь. Получается, что владелец кофейного автомата будет тратить на его обслуживание около 9000 рублей в месяц.

За и против вендингового бизнеса

Вендинговый бизнес с нуля, уже не говоря о случаях, когда у предпринимателя есть опыт — это несложно. Рабочее состояние аппаратов может поддерживать один человек, а затраты на аренду площади под них невелики. При этом вендинговый автомат приносит прибыль круглосуточно, вне зависимости от дня недели и времени года — если его правильно расположить. Вдобавок на автоматах можно размещать рекламу — это дополнительный источник прибыли. Если же аппараты перестали приносить доход, то можно перенести их на новое место или вовсе продать.
Самый главный минус вендингового бизнеса — сложности с расположением автоматов. Если их поставить в малопроходимом месте, то денег они приносить не будут. Но даже при удачном расположении аппаратов сроки окупаемости вендингового бизнеса составляют не меньше года. Новые вендинговые автоматы дороги — около 300 000 рублей, а подержаные не всегда могут пройти проверку санэпидемстанции. Кроме того, велик риск повреждения автоматов, если они расположены на улице или в переходах. Наконец, на Москву и Санкт-Петербург приходится более четверти всех вендинговых автоматов по России — здесь уже слишком большая конкуренция.

Если вы решили заняться вендинговым бизнесом:

  1. Вендинговый бизнес имеет низкий порог входа. Поэтому в вендинговые автоматы вкладываются молодые бизнесмены.
  2. В Москве и Санкт-Петербурге конкуренция в этой сфере высока. Но место на рынке все еще есть, особенно в сравнении с Японией и США.
  3. Не стоит гнаться за оригинальными идеями для вендинговых аппаратов, если не уверены в том, что это понравится вашей целевой аудитории.
  4. Лучше выбирать новые автоматы. Они хоть и дороже, но без проблем проходят проверки санэпидемстанции.
  5. Выбирайте места с высокой проходимостью.