Как открыть продуктовый магазин

 
Продукты питания — это вечно актуальная бизнес-идея. Начинающие предприниматели часто обращаются к ней, когда размышляют об открытии собственного дела. На этом бизнесе вполне реально заработать, зная тонкости такого предприятия и основательно подготовившись. О том, как открыть продуктовый магазин с нуля, расскажем в нашей статье.

Плюсы и минусы бизнеса

Плюсы продуктового магазина

Растущий рынок
Рынок продуктов питания постоянно растет. У людей часто меняются вкусы, они хотят чего-то новенького — так за последние 20 лет в России в магазинах появились экзотические фрукты и продукты азиатской кухни. Может быть, продуктовый магазин — это не столь прибыльно и перспективно, как некоторые другие предприятия, но, пока люди не научились обходиться без пищи, вы можете быть уверены в актуальности этого бизнеса.
Отсутствие кадровых проблем
Для продуктового магазина не нужны высококвалифицированные кадры. Напротив, для начала можно набрать людей без опыта или особых навыков, тем самым сократив расходы на персонал.
Зависимость от инфляции
При открытии продовольственного магазина вы избегаете проблемы фиксированных цен, когда вам приходится годами держать низкую цену на свои продукты, чтобы хоть как-то зарабатывать. Цены на продукты зависят от инфляции, и все это понимают. Поэтому, когда поставщик поднимает цены, вы также можете это делать — нужно очень постараться, чтобы продуктовый магазин работал в убыток.

Минусы продуктового магазина

Большой объем работы
Магазин получает прибыль за счет большого объема проданных товаров. Если у точки высокая проходимость, то закупать товар нужно часто, иногда даже несколько раз в день. За закупкой и приемкой товара нужно постоянно следить.
Контролирующие органы
Все продукты, которые вы продаете, имеют срок годности. Уследить за тем, чтобы на ваших полках не осталось просроченных товаров, очень сложно. При обнаружении просрочки на вас накладываются штрафы, равно как и за нарушения пожарной безопасности, предписаний санэпидемстанции и многих других органов.
Недостача товара
Прибыль может упасть даже в магазине с хорошим расположением именно из-за хищений товара. Воровать могут как посетители, так и сотрудники. Впрочем, можно нанять охранников и ввести ответственных среди персонала, чтобы избавиться от малейшей возможности недостачи.

Этапы открытия магазина: пошаговая инструкция

Выбор концепции

Концепция магазина — это то, с чего нужно начать. Будет ли это овощная лавка, магазин фермерских продуктов или супермаркет с самообслуживанием? От этого зависит и площадь торгового зала, и оборудование, и даже сертификаты на продажу продукции. В небольших городах большей популярностью пользуются разнообразные супермаркеты, которые торгуют в том числе и непродовольственными товарами. Небольшие продуктовые ларьки можно размещать на автовокзалах и железнодорожных станциях. А вот в мегаполисах интересны будут необычные магазины — ниша обычных продуктовых уже давно заполнена.

Выбор местоположения для магазина

Выбор местоположения — залог успешного продуктового магазина. Удачно выбранное место генерирует до 50% прибыли. Оно должно быть достаточно проходимым либо удаленным от других магазинов — вести конкуренцию с сетевыми супермаркетами вроде «Пятерочки» и «Магнита» продуктовому ларьку может быть не под силу. Лучше всего открываться рядом с транспортными узлами — метро, шоссе или железнодорожными станциями.
Одно лишь такое положение приносит до 250 000 рублей ежедневно. Открыть магазин можно и в жилых массивах. Особенно это актуально для новостроек — жителям новых домов будет удобнее покупать продукты рядом со своими квартирами. Но здесь и проходимость в разы ниже — магазины на первых этажах приносят до 150 000 рублей в день. Не стоит гнаться за дешевизной помещения — лучше приобрести или арендовать дорогую площадь под магазин с высокой проходимостью, чем дешевую, где не будет потенциальных покупателей.

Выбор помещения

Стоит учесть, что готовое помещение под магазин вам вряд ли попадется. Поэтому помещение переоборудуют. Минимум, необходимый для открытия супермаркета — это 110 м2, из которых хотя бы 70 м2 должны быть отведены под торговый зал. Заведение шаговой доступности может быть и меньшего размера, в пределах 50 м2, но и ассортимент у него будет куда меньше. При выборе помещения нужно учитывать подключение к электричеству, холодному и горячему водоснабжению, канализации. Вдобавок стоит задуматься и об удобных точках разгрузки. Если магазин достаточно большой, то поставщики должны доставлять товар не с того же входа, которым пользуются покупатели, а сразу на склад.
Закладывать на помещение стоит не более 1500 рублей за м2, иначе магазин слишком долго будет окупаться. Примерно столько же — затраты на ремонт. Но их можно вычесть из арендной платы, если сумеете договориться с арендодателем.

Сбор документов для открытия

Даже для открытия небольшого магазина продуктов с нуля нужен обширный пакет документов. В первую очередь, нужна регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Также нужен договор аренды или купли-продажи помещения. Потребуется санитарный паспорт, в котором будут указаны виды выполняемых работ и сопутствующих услуг. Его копия вместе с книгой жалоб и предложений должны храниться в торговом зале в свободном доступе. Обязательно должен быть заключен договор с компанией, занимающейся дератизацией и дезинсекцией, и договор на вывоз твердых бытовых отходов. Медицинские книжки сотрудников, техпаспорты кассового оборудования — это все также необходимо. Наконец, нужны будут лицензии на продажу отдельных групп товаров — например, алкоголя.
Условия для открытия магазинов могут быть разными. К примеру, если вы планируете нанимать иностранных граждан, список документов расширяется за счет разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Поэтому стоит уточнять точный список документов в каждом конкретном случае в налоговой службе или органах контроля.

Выбор оборудования

Закупка необходимого оборудования — одна из основных статей затрат начинающего бизнесмена. Для открытия магазина продуктов нужны как минимум две холодильных витрины, две холодильных шкафа, морозильная камера, весы и контрольно-кассовый аппарат. Также нужны будут прилавки и стеллажи. Минимальные вложения на новое оборудование — 500-600 тыс. рублей. Если вы решите приобрести его с рук, то расходы можно сократить вдвое — это не отразится на вашем имидже. Отдельные холодильники и морозильные камеры можно получить и вовсе бесплатно от поставщиков.

Подбор персонала

Если у вас нет опыта в розничной торговле, то разумно будет нанять директора или управляющего и поручить ему набор персонала. В компетенции директора входит общение с поставщиками, знакомство с ассортиментом ваших товаров и ведение общей хозяйственной деятельности. На старте работы магазина достаточно выплачивать оклад, а если точка будет приносить хорошую прибыль, то можно добавлять премию — 2% от выручки. На начальных этапах, чтобы сэкономить, эту должность можно закрывать и самостоятельно.
Количество персонала во многом зависит от размера и графика работы магазина. Круглосуточный супермаркет с одной работающей кассой потребует 4 кассиров, бухгалтера, уборщицы и двух работников склада, которые будут принимать товар. Также необходимы будут охранники, предотвращающие воровство в магазине. Как вариант, можно обратить в охранное агентство. Это может быть дороже, зато и сотрудники из агентства более надежны. Каждая новая касса увеличивает число кассиров вдвое.  В Ростовской области на такое количество персонала у вас будет уходить около 170 тыс. рублей только на зарплату. А вместе с обязательными страховыми отчислениями и налогами затраты на персонал будут достигать 250 тыс. рублей. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых сибирских городах такие затраты будут еще выше. Мотивацию сотрудников можно повысить, если платить им премии в зависимости от продаж. Такая модель не слишком хорошо подходит для супермаркета, а вот для магазина фермерских продуктов это может быть хорошим ходом.

Формирование ассортимента магазина

Ассортимент напрямую зависит от выбранной концепции магазина. Если это супермаркет, то нужны популярные продукты питания — молоко, мясо, хлеб, колбасы и овощи. Вдобавок можно продавать и непродовольственные товары, вроде бытовой химии. В супермаркете не должно быть много элитных, дорогих товаров — концепция такого магазина предполагает доступность. Если вы запланировали более узкую специализацию — фермерские продукты или сладости — то, соответственно, ассортимент будет представлять только эти товары. Как правило, супермаркеты более популярны, но узкоспециализированный магазин при удачном расположении и концепции может приносить еще больше прибыли. Например, магазины продуктов из Кореи и Китая, расположенные возле деловых центров в Москве, пользуются большой популярностью — офисные работники покупают что-то перекусить на обед или ужин.
Ассортимент можно и нужно корректировать со временем. Какие-то продукты пользуются большой популярностью, какие-то вовсе не продаются. Опытный товаровед после нескольких месяцев работы магазина может проанализировать продажи и порекомендовать изменить ассортимент.
Еще один аспект формирования ассортимента — это ценовая политика магазина. Она зависит от ряда факторов. Если вы открываете небольшой продуктовый ларек в удаленной деревне, у вас нет конкурентов и вы можете диктовать свои условия — покупатели все равно будут приходить к вам. Но если вы открываетесь в крупном городе, всегда нужно учитывать возможность ухода покупателей от вас в более доступный магазин. В среднем наценка должна составлять 20%-50%, но на отдельные категории товаров она может быть и выше.

Выбор поставщиков

Для старта работы продуктового магазина нужно потратить около 250 тыс. рублей на закупку товара. Поставщиков обычно ищут по знакомым или на специализированных ресурсах. Не стоит ждать, что с самого начала вам будут делать скидки или идти навстречу — сначала придется заработать репутацию. Чем популярнее товар, чем выше спрос, тем сложнее добиться на него скидки. Но по прошествии какого-то времени, когда вы уже наладите хорошие рабочие отношения с поставщиком, можно договориться о снижении цены.
Обязательно заключайте договор с поставщиками. Это закрепит обязательства как с их, так и с вашей стороны, и подкрепит вашу кредитоспособность в глазах поставщиков. В сложной ситуации поставщики предпочтут вас менее надежному партнеру и пойдут навстречу, дав отсрочку платежа.
Требуйте от поставщиков документацию — накладные, сертификаты качества, заключение санэпидемстанции. Накладные нужны для того, чтобы не было разногласий по поводу доставки и оплаты товара. Сертификаты и заключения помогут вам убедиться в качестве товара — если по каким-то причинам покупатель отравится колбасой, то он будет предъявлять претензии вам, а не поставщику. Опять же, чтобы избежать таких претензий, проверяйте сроки годности товара, его упаковку и соответствие маркировок на этикетках утвержденным стандартам.

Открытие магазина

Яркий праздник — это то, что нужно для открытия магазина. Привлеките внимание местных жителей к своему магазину. В первый день можно устроить розыгрыш вашей продукции или раздачу дисконтных карт.
За несколько дней до открытия наймите промоутеров, которые раздают флаеры с приглашением на открытие вашего магазина. Если позволяет бюджет, то можно устроить и более широкую рекламную кампанию — арендовать биллборды или запустить рекламные ролики на радио. Но для обычного продуктового магазина вполне хватает и обычных флаеров.
Стоит также задуматься и об украшении помещения. Если от ведущего с музыкой можно и отказаться, то арку из воздушных шаров у входа стоит поставить. Нужно подчеркнуть, что открытие вашего магазина — праздник для вас и местных жителей.
Подготовьтесь к большому количеству покупателей. Если вы анонсируете скидки на определенный продукт в день открытия, то обеспечьте его достаточное количество — в противном случае посетители будут расстроены.

Сколько стоит открыть магазин продуктов с нуля

Разовые расходы:
  • торговое оборудование — 300 тыс. рублей;
  • переоборудование и ремонт помещения — 200 тыс. рублей;
  • формирование ассортимента — 200 тыс. рублей.
  • подготовка к праздничному открытию — 80 тыс. рублей;
Постоянные расходы:
  • зарплата сотрудникам — 100 тыс. рублей без учета управляющего;
  • коммунальные услуги — 10 тыс. рублей;
  • аренда помещения — от 100 тыс. рублей;
  • налоги — от 10 тыс. рублей;
  • закупка товара — от 150 тыс. рублей.

Главное об открытии продуктового магазина:

  1. Идея открытия продуктового магазина пользуется популярностью у начинающих бизнесменов из-за простоты реализации и развитого рынка.
  2. Концепция и местоположение приносят половину выручки магазина.
  3. Готовое помещение под продуктовый магазин сложно найти — проще переоборудовать уже существующее.
  4. Подержанное оборудование позволяет сократить расходы на открытии магазина.
  5. Хорошие отношения с поставщиками могут выручить в трудную минуту. Но проверять поставляемый товар нужно в любом случае.
  6. Громкое праздничное открытие привлечет внимание местных жителей к продуктовому магазину.