Больше 33 млн россиян заказывают товары онлайн, и 70% из них предпочитают получать товары в пунктах выдачи. Один такой пункт может приносить до 450 000 ₽ в месяц. Рассказываем, сколько денег нужно, чтобы открыть пункт выдачи, и как это сделать правильно.
Выбрать способ работы
Пункт выдачи можно открыть под собственной маркой или работать от имени популярного бренда. У каждого из решений есть свои плюсы и минусы.
Открыть пункт выдачи под собственной маркой
Если у вас есть свой интернет-магазин, вы можете открыть для клиентов пункт самовывоза. Для этого нужно арендовать помещение площадью 20–25 квадратных метров и оборудовать его под хранение и выдачу заказов: обычно делают два зала: склад и зал со стойкой. Из дополнительных регулярных расходов — зарплата менеджера зала и кассовое обслуживание.
Чтобы окупить или сократить затраты, можете поискать партнеров — ими могут стать интернет-магазины из других городов, у которых в вашем городе есть потенциальные клиенты. За выдачу заказов или курьерскую доставку по городу партнеры будут платить вам определенную сумму.
Плюсы: раскручиваете собственный бренд, самостоятельно устанавливаете тарифы для партнеров.
Минус: сложно найти партнеров, пока не наработана репутация.
Открыть пункт выдачи от имени известного бренда
Такой пункт выдачи может работать как самостоятельный бизнес, но придется соблюдать условия партнера. Он диктует требования к помещению и устанавливает размер вознаграждения. Например, чтобы выдавать заказы Boxberry, надо заплатить паушальный взнос 50 000 ₽. Компания СДЭК обязывает работать только с ней, а портал Ozon выплачивает всего по 70 ₽ за каждый заказ, который вы передали покупателю. Некоторые бренды требуют от партнеров внести страховочный взнос от 15 000 ₽ до 50 000 ₽.
Если планируете работать от имени бренда, посмотрите условия каждого и выберите, что вам подходит. Их не так много, поэтому за день можно изучить все предложения: Ozon, Boxberry, DPD, Hermes, IML, TopDelivery, СДЭК. Затраты на открытие точки по франшизе сопоставимы с собственным бизнесом — на запуск потребуется около 500 000 ₽.
Плюсы: бренды гарантируют относительно стабильное поступление посылок, обучают основам бизнеса по выдаче товаров, предоставляют логистические программы для работы.
Минус: большие стартовые инвестиции, работа по условиям партнера может разочаровать.
Найти помещение и подготовить его к открытию
Неважно, будете вы работать под собственной маркой или от имени бренда — требования к помещению и его местоположению одинаковы. Вам нужно выбрать место с высокой проходимостью — например, на первой линии или рядом с остановкой. Лучше, если клиент попадает в помещение сразу с улицы. Тогда ему не придется плутать по коридорам или подниматься на верхние этажи здания.
Оптимальная площадь помещения — от 20 квадратных метров, из них не меньше пяти метров нужно отвести под хранение посылок. Стоимость аренды зависит от региона и локации. Обычно чем выше трафик, тем дороже. В спальном районе Казани аренда помещения 20–30 квадратных метров стоит около 30 000 ₽, а в центре Москвы за такое же помещение придется платить уже от 100 000 ₽.
500 000 ₽
нужно, чтобы открыть свой пункт выдачи
Вам также нужно заказать в рекламном агентстве фасадную вывеску. Если работаете под именем бренда, макет вывески необходимо согласовать с партнером. Если открываетесь под собственной торговой маркой, макет утверждаете самостоятельно. Желательно сделать вывеску с подсветкой, чтобы клиенты легко могли вас найти даже в темноте. За фасадную вывеску с учетом монтажа придется заплатить 50 000–75 000 ₽.
На мебель и оборудование вы потратите около 200 000 ₽. Вам понадобятся стойка для зала, где расплачиваются покупатели, и стеллажи для посылок. Если будете сотрудничать с интернет-магазинами одежды, нужно купить примерочные кабинки с зеркалами. А еще вам будут нужны кассовый аппарат и компьютер. Важная деталь: если собираетесь выдавать электронику, не забудьте оборудовать помещение электророзетками: клиенты всегда проверяют исправность техники.
500 000 ₽
нужно, чтобы открыть свой пункт выдачи
Нанять сотрудников и курьеров
Обычно пункты выдачи работают ежедневно по 10–12 часов. Значит, вам потребуется два или три сотрудника со сменным графиком работы. Их зарплата не должна быть меньше МРОТ, в 2020 году он равен 12 130 ₽. Дополнительно можно нанять курьеров и организовать доставку заказов. Работу курьера можно оплачивать по часам или по количеству доставленных заказов. В среднем пеший курьер получает 75–100 ₽ за час или 50–100 ₽ за доставку одной посылки.
Найти партнеров и запустить рекламу
Чтобы найти партнеров для собственного бренда, можно подготовить презентацию, запустить таргетированную рекламу в соцсетях или в Яндексе, обзвонить потенциальных клиентов — владельцев интернет-магазинов из других городов.
Партнеры сами сделают вам рекламу. Они разместят адрес пункта выдачи на сайтах своих магазинов, и о вас узнают клиенты. Не забудьте разместить информацию о пункте выдачи в справочных ресурсах, таких как Яндекс.Карты, 2ГИС, Google Карты. Это важно для клиентов, которые часто будут искать ваш адрес. Как правило, на всех сервисах есть бесплатное и платное размещение.
Чтобы бесплатно добавить пункт выдачи на Яндекс.Карты, выберите в меню функцию «Добавить объект на карту», заполните карточку организации и отправьте на модерацию. После того как специалисты проверят информацию, на карте появится пункт выдачи и основная информация: название, режим работы, ссылка на сайт. За дополнительную плату можно расширить карточку организации: добавить логотип, прописать акцию или особые условия работы — ваш пункт выдачи будет занимать верхние позиции в результатах поиска.
Так выглядит карточка организации в Яндекс.Картах. Сайт пункту выдачи не нужен, а вот карточка необходима — большинство клиентов чаще всего будут просто уточнять ваш адрес. Следите за актуальностью данных в карточке и оперативно вносите изменения
Сколько можно заработать на пункте выдачи
2–3 месяца
средний срок окупаемости пункта выдачи
Если принять на работу курьера и доставлять посылки по адресам, выручка увеличится. Можно купить постаматы и организовать автоматическую выдачу посылок. Вы сэкономите на аренде помещения (для постаматов достаточно арендовать пять метров в магазине) и на зарплате — ведь хватит одного логиста, который будет привозить и загружать посылки в постамат.
2–3 месяца
средний срок окупаемости пункта выдачи
Как открыть пункт выдачи интернет-заказов
- Выберите способы работы: открыть пункт можно под своей маркой или от имени бренда.
- Найдите партнеров. Это могут быть интернет-магазины, которые готовы выдавать товары через вас.
- Найдите и арендуйте помещение — вам нужно не меньше 20 квадратных метров.
- Закажите фасадную вывеску.
- Купите оборудование, мебель и кассу.
- Наймите сотрудников.
- Разместите информацию о пункте выдачи в справочных ресурсах и на сайтах партнеров.