Прибыльный
интернет-
магазин

Что поможет
не прогореть
В России число онлайн-покупателей ежегодно увеличивается на 10-15%, свидетельствуют данные Admitad. Ожидается, что доходы от электронной коммерции в ближайшее время будут расти на 8,4% в год.
При этом 60-90% новых интернет-магазинов закрываются в первый год работы — предприниматели совершают одни и те же ошибки.
noteimage
Набор сервисов для управления интернет-магазином
Рассказываем, что учесть, если открываете свой первый интернет-магазин.
noteimage
Набор сервисов для управления интернет-магазином

Правильная ниша

Самая высокая конкуренция в следующих сферах: цифровая и бытовая техника, одежда и обувь, товары из Китая, товары для детей, туризм. Большую часть рынка в этих категориях занимают крупные онлайн-площадки вроде AliExpress и eBay.
Конкурировать с гигантами сложно, но спрос на популярные товары выше. В узких нишах меньше покупателей, но и не такая высокая конкуренция. Поэтому владельцы небольших интернет-магазинов часто выбирают второй путь. Например, предприниматель Илья Балашов из Москвы вместе с супругой открывает интернет-магазин по пошиву постельного белья на заказ «Размер в размер».
С чего начать. Подумайте о том, в какой сфере лучше всего разбираетесь. Она может быть связана с вашей профессией, образованием или хобби. К примеру, если вы заядлый рыбак, знаете, как выбрать лучшую удочку или блесну, стоит подумать об интернет-магазине для рыбаков.
quoteIcon
Жена моего товарища ушла в декрет и увлеклась вязанием. В итоге они открыли интернет-магазин пряжи, где было всего 150 наименований. Уже через полгода ежемесячный оборот площадки составил 1 млн ₽. Так произошло, потому что она могла оценить, какая пряжа понравится покупателям.
quoteIcon
Борис Колесников, владелец интернет-магазина
Борис Колесников, владелец интернет-магазина
Что делать. Изучите спрос в выбранном сегменте. Для этого прочитайте отраслевые отчеты крупных онлайн-магазинов, Яндекса, Data Insight. Посмотрите Яндекс Вордстат — сервис показывает, сколько человек интересовались товаром в вашем регионе.
На что обратить внимание. Подумайте, насколько часто клиенты будут покупать ваши товары — от этого зависит рентабельность магазина. Допустим, вы решили продавать телескопы астрономам-любителям. Может оказаться, что новую технику они покупают раз в несколько десятилетий, но магазин будет рентабельным за счет сопутствующих товаров: атласов, книг и аксессуаров.

Надежные поставщики

Поставщики бывают двух видов: производители и дистрибьюторы. Выгоднее сотрудничать с производителями, но часто они отказываются отгружать товар небольшими партиями. Скорее всего, вам предстоит выбирать из нескольких дистрибьюторов.
С чего начать. Ищите поставщиков в онлайн-каталогах, на тематических выставках и сайтах конкурентов. Поставщиков из России можно посмотреть на сайтах Оптом.ру, Поставщики.ру, openmarket.ru, ОптЛист, tiu.ru. Найти выставки по своей теме — на Expomap, Exponet, Expolife.
Что делать. Составьте таблицу со списком потенциальных поставщиков. Выясните у каждого цены, минимальную сумму заказа, условия доставки, оплаты, возврата бракованных и неликвидных товаров. Выберите три-четыре компании, которые предлагают самые выгодные условия, и договоритесь о сотрудничестве.
На что обратить внимание. Некоторые поставщики готовы отгружать товары под конкретный заказ, например, всего один велосипед. Такая схема удобна на начальном этапе, поскольку вы не рискуете своими деньгами. Клиент вносит предоплату, а вы рассчитываетесь с поставщиком.
У подхода есть недостатки: товара может не оказаться на складе поставщика, а сама схема усложняет логистику. Если, например, в заказе указаны позиции от разных поставщиков, то сначала нужно забрать товары у каждого из них, а потом доставить покупателю.

Недорогой сайт

На старте нет смысла идти в дорогое агентство или дизайн-студию и вкладывать в разработку сайта 100 000 ₽. Если магазин не взлетит, вы зря потратите деньги.
quoteIcon
В первую версию сайта мы вложили 10 000 ₽. Это была визитка с основными товарами, созданная с помощью конструктора. Сайт модернизировали позднее, когда магазин начал приносить прибыль.
quoteIcon
Илья Балашов, сооснователь интернет-магазина
Илья Балашов, сооснователь интернет-магазина
С чего начать. Купите доменное имя и сверстайте сайт на любом конструкторе — подойдут Tilda Publishing, Wix, Ukit. Если не хотите разбираться самостоятельно, наймите фрилансера. Его можно найти по знакомым или на онлайн-биржах: Kwork, Freelance, FL.
Что делать. Чтобы принимать заказы от клиентов, укажите на сайте телефон. Лучше сразу подключить номер 8-800 — клиенты будут охотнее с вами общаться, поскольку для них звонок будет бесплатным.
noteimage
Подберите нужные продукты для интернет-магазина
Еще вам потребуется онлайн-касса и программа для управления продажами — она автоматизирует работу с заказами. Вы будете видеть, какие заказы уже отправили клиентам, а какие еще предстоит укомплектовать.
noteimage
Подберите нужные продукты для интернет-магазина
quoteIcon
Сейчас не обязательно покупать программы, можно арендовать облачные решения. Для экономии на звонках лучше воспользоваться IP-телефонией, она дешевле стационарных и мобильных телефонов. И, конечно, все процессы лучше сразу переносить из блокнота и Excel в учетные программы.
quoteIcon
Роман Ануфриев, директор интернет-магазина
Роман Ануфриев, директор интернет-магазина
На что обратить внимание. По данным DataInsight, 34,6% людей покупают в интернет-магазинах со смартфонов и планшетов. Убедитесь, что сайт корректно отображается на мобильных устройствах, что со смартфона или планшета можно сделать и оплатить заказ.

Продуманная логистика

Цикл покупки состоит из приема заказа, закупки и хранения товаров, доставки клиенту и инкассации. Чтобы интернет-магазин работал без сбоев, продумайте, как организовать каждый этап.
С чего начать. Чтобы закупать, хранить и доставлять заказы покупателям, потребуется арендовать склад, договориться с транспортными компаниями и нанять курьеров. Это сложно и дорого, на начальном этапе проще доверить закупку, хранение и доставку логистической компании — у нее уже отработаны все процессы.
Что делать. Посмотрите список логистических компаний, которые предоставляют такие услуги. Узнайте у каждой, где хранят, как упаковывают и доставляют заказы, сколько стоят услуги. Сравните условия и выберите две-три компании для сотрудничества.
На что обратить внимание. Прием заказов — работа, которую стоит делегировать в последнюю очередь. Лично общаясь с клиентами, вы узнаете их потребности и поймете, как развивать интернет-магазин.
quoteIcon
Нанимайте первых сотрудников, когда у вас появляется ощущение, что тратите время на задачи, которые не приводят к развитию. Например, у меня первым сотрудником был курьер, который отвозил посылки и стоял в очередях. Потом нанял человека для приема звонков и обработки заказов, со временем появился кладовщик.
quoteIcon
Роман Ануфриев, директор интернет-магазина
Роман Ануфриев, директор интернет-магазина

Эффективная реклама

Потенциальные клиенты не узнают о вашем интернет-магазине, если вы просто разместите сайт в интернете. Чтобы были продажи, потребуется привлечь покупателей. Используйте контекстную рекламу, развивайте соцсети, разместите объявления на Avito.
С чего начать. Составьте список рекламных каналов и постепенно их тестируйте.
Что делать.Ищите каналы, которые приносят клиентов по самой низкой цене. Чтобы знать, откуда пришел пришел покупатель, установите на сайте Яндекс Метрику, Google Analytics и используйте UTM-метки — теги, которые отслеживают переходы.
Чтобы понять, откуда клиент взял ваш телефонный номер, подключите коллтрекинг. Инструмент связывает звонок с рекламным каналом. Вы указываете в контекстной рекламе и соцсетях разные номера, принимаете звонки и видите в программе номер, который набирал клиент.
noteimage
Узнайте, какие каналы приносят больше клиентов
На что обратить внимание. Не бойтесь пробовать оригинальные каналы продвижения: возможно, именно они «выстрелят» в вашем случае.
Например, гипермаркет музыкальных инструментов Skifmusic.ru продвигают с помощью канала на YouTube. Изначально ребята снимали, как играют на гитарах в трусах на фоне ковра. Сейчас на канале размещают гитарные уроки, обзоры инструментов, интервью музыкантов.
noteimage
Узнайте, какие каналы приносят больше клиентов
quoteIcon
2-3% посетителей сайта приходят из YouTube. После выпуска обзора новая модель инструмента продается в течение пяти-семи дней. Периодически к нам приходят с запросами на винтажные гитары из США и Японии, которые мы снимали в прошлых выпусках.
quoteIcon
Борис Колесников, владелец интернет-магазина
Борис Колесников, владелец интернет-магазина

Что учесть, если открываете интернет-магазин

noteimage
  1. Не пытайтесь конкурировать с AliExpress, ищите узкую нишу, в которой хорошо разбираетесь.
  2. Составьте список потенциальных поставщиков и выберите двух-трех с самыми выгодными условиями.
  3. Соберите первый сайт на конструкторе, подключите телефонию, онлайн-кассу и систему управления продажами.
  4. Делегируйте логистической компании закупку, хранение и доставку товаров, сами принимайте заказы и продвигайте магазин.
  5. Тестируйте рекламные каналы, оставляйте те, которые приносят клиентов по самой низкой цене.
noteimage
Эксперты
personPhoto
Борис Колесников, основатель гипермаркета музыкальных инструментов skifmusic.ru
personPhoto
Роман Ануфриев, директор магазина albonumismatico.com
personPhoto
Илья Балашов, сооснователь интернет-магазина razmer-v-razmer.ru