Обязательная маркировка товаров

Обязательная
маркировка
товаров

Кто должен
делать
Маркировка товаров — это нанесение средств идентификации, по которым можно отследить движение товара от производителя к магазину. Ее придумали для того, чтобы убрать с рынка контрафакт и подделку, обеспечить потребителя настоящей продукцией.
Собирает и хранит информацию о кодах маркировки государственная система мониторинга «Честный ЗНАК». Это облачный ресурс, по поручению Правительства его создал и ведет Центр развития перспективных технологий — ЦРПТ.

Какие товары участвуют в маркировке

В 2019 обязательными для маркировки стали 10 групп товаров, еще одна группа станет обязательной с 1 июня 2020. Правительство выбирает те товары, которые подделывают больше и чаще всего.
Перечень товаров, которые должны быть промаркированы, утвержден Распоряжением Правительства РФ. Это табачная продукция, духи, одежда, блузки, пальто мужские и женские, белье, обувь, фотокамеры, шины, молочная продукция. В том же перечне есть их коды, то есть обязательная маркировка товаров касается не всего подряд, а конкретных их видов.
Чтобы узнать эти виды, нужно посмотреть классификатор ОКПД-2. Например, табачная продукция по коду 12.00.11 — это сигары, сигариллы, сигареты, папиросы, биди, кретек. Или, допустим, шины и покрышки по коду 22.11.11 — это те, что для легковых автомобилей, по коду 22.11.12 — для мотоциклов и велосипедов, по коду 22.11.13 — для грузовиков.
К 2024 году в России должны будут промаркированы все потребительские товары.

Как работает система маркировки

Производитель или импортер товаров, подлежащих обязательной маркировке, регистрируется в электронной системе и просит ЦРПТ, чтобы ему сгенерировали двухмерные коды DataMatrix.
Код DataMatrix — это уникальный идентификатор, который присваивается каждой единице товара. Его нельзя подделать или использовать повторно, а после продажи товара конечному потребителю код исчезает из системы.
Получив коды, производитель наносит их на каждую единицу товара.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/25344_img_01.png
У каждой единицы товара уникальный код Источник
Например, ООО «Одежда» изготавливает блузки. После регистрации в системе ЦРПТ — «Честный ЗНАК», в личном кабинете оно получило штрих-коды. Распечатав их, работник предприятия наклеивает этикетки на продукцию.
Оптовик, закупивший у ООО «Одежда» блузки, получает сопроводительные документы, где перечислены коды маркировки. Он может вручную сопоставить сведения в накладных со штрих-кодами на упаковках блузок.
Информацию о передаче товара от изготовителя к оптовику вносят в систему «Честный ЗНАК». Оптовик продает товар розничным магазинам, и о каждой такой сделке он сообщает электронной системе. Магазины, отпуская товар покупателям, пробивают чек на онлайн-кассах. ОФД с них отправляют информацию о продаже в ЦРПТ.
Покупатель блузки увидит на ее упаковке код маркировки. С помощью приложения «Честный ЗНАК» он может сканировать код и узнать, кто, где, когда ее произвел, каков срок ее годности, через сколько посредников прошла эту блузка, прежде чем попала на прилавок магазина.
Магазинам с остатками товаров придется промаркировать их за свой счет.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/25344_img_02.png
С помощью «Честного ЗНАКа» можно узнать весь жизненный цикл товара

Как подключиться к «Честному ЗНАКу»

Чтобы магазин мог подключиться к «Честному ЗНАКу», у его официального представителя должна быть квалифицированная электронная подпись.
1. Зарегистрируйтесь в системе мониторинга.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/25344_img_03.png
Без ЭЦП зарегистрироваться не удастся
2. При входе в личный кабинет нужно указать, производите вы товар или импортируете, с каким оператором электронного документооборота и с какими группами товаров работаете.
Далее нужно указать, кто представляет организацию — ФИО, должность, банковские реквизиты организации, оператора электронного документооборота, через который будете обмениваться информацией с «Честным ЗНАКом».
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/25344_img_04.png
Укажите, как вы будете работать с ЦРПТ
3. Далее пользователь «Честного ЗНАКа» заполняет карточки товаров, то есть описывает их. Например, изготовитель одежды прописывает цвет, размер, состав сырья, модель изделия.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/25344_img_05.jpg
Черновик карточки товара можно будет удалить только через техподдержку
4. После описания товаров производитель должен заказать для них коды маркировки. На каждый товар выдается уникальный код, даже если товары одинаковые.
5. После того как вы получили коды и нанесли их на товары, введите коды в оборот. Это можно сделать в личном кабинете участника, в разделе «Документы».
Последний этап подготовки к работе с «Честным ЗНАКом» — покупка 2D-сканера и настройка онлайн-кассы, которая будет отправлять данные о продаже маркированных товаров ОФД.

Наказание за продажу немаркированного товара

Если магазин продает непромаркированный товар, его оштрафуют — ИП на 5 000‒10 000 ₽, организацию на 50 000‒300 000 ₽, и весь товар конфискуют.
В некоторых магазинах к товарам приклеивают ненастоящие коды или маркировки с неполной информацией. За это тоже штрафуют по ч. 2 ст. 15.12 КоАП.
В тоже время помните, что в законе сказано, какая именно информация должна быть в маркировке. Если контролирующий орган требует того, что в законе отсутствует, его постановление можно оспорить.
Так было с магазином, где продавали автокресла — Роспотребнадзор и суд первой инстанции указали, что на маркировке должна была быть информация о составе сырья автокресла, а раз ее не было, магазин следует наказать. Городской суд не согласился с этим. Он поддержал директора магазина, указав, что нижестоящие инстанции ошибочно отнесли автокресла к изделиям для обивки мебели, и прекратил административное дело, отменил штраф.

Обязательная маркировка товаров:

noteimage
  1. Маркировка товаров — это нанесение штрих-кодов, с помощью которых можно узнать, когда изготовили товар и как он попал к покупателю.
  2. Товары маркируют постепенно, к 2024 году обязательной маркировке станут подлежать почти все потребительские товары.
  3. За кодами маркировки производители и импортеры должны обратиться в ЦРТП.
  4. Все магазины, продающие маркированные товары, должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
  5. За игнорирование закона об обязательной маркировке, изготовителя или продавца оштрафуют.
noteimage
Поможем подобрать эффективные инструменты для вашего бизнеса. Оставьте заявку, и наши специалисты проведут бесплатную консультацию.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
Статьи Статья по теме #продажи, #законы