<span>Оборачиваемость</span><br><span>товарных запасов</span>

Оборачиваемость
товарных запасов

Как и для чего ее считать
Любой магазин работает по универсальной формуле «деньги — товар — деньги», выведенной Карлом Марксом. Суть в том, что магазин вкладывает деньги в товары, которые потом обратно превращаются в деньги, принося при этом прибыль.
Товар на складе — оборотный актив, который находится посередине вышеуказанной формулы. То, насколько быстро товар превратится обратно в деньги и принесет фирме прибыль, оценивают через коэффициент оборачиваемости товарных запасов.

Что показывает оборачиваемость запасов на складе

Оборачиваемость товарных запасов показывает, как интенсивно идет торговля в магазине, насколько грамотно работают с запасами, есть ли излишки, не возник ли дефицит товаров.
Также коэффициент оборачиваемости показывает, что в этом магазине покупают лучше всего, на что спрос больше, на что меньше. Поэтому, получив цифры за несколько месяцев, владелец магазина сможет вложить деньги в товар, который покупают лучше всего, и повысить тем самым прибыль, избежать ненужных трат.
Рассчитать и проанализировать оборачиваемость запасов на складе можно в любом бизнесе.

С чего начать расчет оборачиваемости

Возьмем для примера овощной магазин. Его хозяин, ИП Краснов, хочет определить, какой картофель пользуется большим спросом, белый или красный, то есть определить их оборачиваемость.
Чтобы ИП Краснов смог рассчитать оборачиваемость товара, ему нужно определить три величины:
  • Период, за который он будет анализировать движение товара.
  • Сумму, на которую он продал товар или товарную группу за выбранный период, то есть выручку.
  • Средний запас выбранного товара.
ИП Краснов решил, что будет анализировать движение белого и красного картофеля за период январь-март (3 месяца). Для этого он взял статистику продаж за первый квартал года.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/23697_tabliza.jpg
Третью величину — средний запас товара — ИП Краснов должен рассчитать по формуле
нп + Окп) / 2,
где Онп — остаток на начало периода, Окп — остаток на конец периода.
Средний запас белого картофеля за три месяца у ИП Краснова получился такой: (8 750 + 12 350) / 2 = 10 550 ₽, а красного (10 000 + 14 120) / 2 = 12 060 ₽.
Получается, что в среднем в магазине каждый день находится белого картофеля на 10 550 ₽, а красного на 12 060 ₽.
Если ИП Краснов захочет посчитать средний запас картофеля, например, за полгода, с января по июнь, то ему лучше брать в расчет остатки в каждом месяце и подставить их в формулу:
янв + Офев + Омарт + Оапр + Омай + Оиюнь) / (6 - 1).
Полученная величина более точно покажет, сколько товара в среднем он держит в магазине.
«При работе предприятия объём запасов на складе меняется каждую минуту. Какой-то товар приходит на склад, какой-то отгружается со склада. Поэтому величина стоимости товаров на складе — а это и есть средний запас остатков товара — постоянно меняется. В результате оперируют средним значением стоимости склада за какой-либо период. Как правило, это месяц. Фиксируют стоимость склада на конец дня, а потом эти значения усредняют за месяц, например».
Павел Лиходеев, заместитель генерального директора по логистике и закупкам Grundfos
Величина среднего запаса остатков товара применяется и при расчете других показателей.

Формула расчета коэффициента оборачиваемости

Итак, хозяин овощного ларька определил период, за который он проанализировал продажи картофеля, вывел средний запас товара. Теперь он может рассчитать коэффициент оборачиваемости и понять, насколько хорошо идет торговля.
Коэффициент оборачиваемости считают так:
К = выручка / средний запас товара.
Коэффициент оборачиваемости белого картофеля = 42 000 / 10 550 = 3,98.
Коэффициент оборачиваемости красного картофеля = 30 000 / 12 060 = 2,49.
Эти коэффициенты показывают, что:
  • за 3 месяца белый картофель обернулся 3-4 раза, то есть цикл «деньги — товар — деньги» повторился 3-4 раза, а красный — 2-3 раза,
  • закупка товара за период производилась 3 раза,
  • спрос на белый картофель больше, чем на красный.
По этим показателям видно, что белый картофель идет лучше, чем красный, и им за 3 месяца ИП Краснов закупался 3 или 4 раза.
С красным картофелем дело обстоит хуже, остаток его растет, хотя и закупка уже происходит реже.
Следует еще снизить объем закупки красного картофеля, иначе товар сгниет, ИП Краснов понесет убытки.

Оборачиваемость запасов в днях

Оборачиваемость запасов в днях показывает, за сколько примерно дней уйдет весь товар под ноль.
Чтобы посчитать, за сколько дней уйдет весь картофель, ИП Краснову нужно 90 дней (анализируемый период, с января по март) поделить на коэффициент оборачиваемости.
Оборачиваемость запасов белого картофеля = 90 / 3,98 = 22,61 дня.
Оборачиваемость красного картофеля = 90 / 2,49 = 36,14 дня.
То есть белый картофель на сумму 10 550 ₽ — помним про средний запас — в этом магазине продадут примерно за 22-23 дня, а красный картофель на сумму 12 060 ₽ уйдет за 36 дней.
Есть еще один способ расчета оборачиваемости запаса в днях:
(средний товарный запас × период) / объем продаж за период.
По белому картофелю выходит: (10 550 × 90) / 42 000 = 22,61.
По красному картофелю — (12 060 × 90) / 30 000 = 36,18.
Как видно, применять можно любую из этих двух формул, разница между их результатами совсем небольшая.

Каким должен быть коэффициент оборачиваемости

Общепринятых нормативов по коэффициентам оборачиваемости нет ни по предприятиям, ни по регионам, ни по отраслям. Значения нужно смотреть в рамках конкретного магазина и анализировать их в динамике.
Например, продажи черного хлеба можно анализировать по дням и месяцам, потому что его люди покупают каждый день. А вот оборачиваемость рамок для фотографий нужно рассчитывать за несколько месяцев, их люди берут от случая к случаю.
Выводы по динамике, то есть изменениям коэффициента оборачиваемости можно делать такие:
  • если коэффициент становится меньше, значит, продажи падают и запасы начинают залеживаться;
  • если коэффициент увеличивается, значит, спрос на товар начал расти и продажи стали интенсивнее.
Исходя из этой информации, можно понять, как работать бизнесу: расширять ассортимент, сокращать или увеличивать закупки, либо устроить срочную распродажу лежалого товара.

Что такое коэффициент оборачиваемости:

noteimage
  1. Оборачиваемость товара на складе — величина, показывающая насколько хорошо идут торговые дела в магазине.
  2. Ее рассчитывают, исходя из данных статистики продаж за определенный период.
  3. Оборачиваемость товара можно рассчитать в виде коэффициента или в днях.
  4. Норматива по этому показателю нет, каждая торговая точка определяет его сама и смотрит изменения в динамике.
noteimage
Эксперты
personPhoto