Если у вас четыре большегрузные машины и наемные водители-дальнобойщики, то в месяц вы можете зарабатывать около 400 000 ₽ «чистыми».
Рассказываем, как организовать бизнес дальнобойных перевозок и избежать слива топлива, угона фуры и штрафов от ГИБДД.
Что потребуется для старта
Если вы выходите на рынок дальнобойных перевозок с новым ООО или ИП, заказчики склонны думать, что вы исчезнете с товаром или не заплатите НДС, который придется потом выплачивать им по решению налоговой.
Поэтому начинать проще, сотрудничая с экспедитором — это компания, которая принимает заказы от грузоотправителей и распределяет их между небольшими перевозчиками.
Компания-экспедитор находит заказы, платит НДС, страхует грузы и, по сути, кредитует мелких перевозчиков. Клиенты платят экспедитору в течение 60 дней, но конечные исполнители получают деньги сразу. За свои услуги экспедиторы берут комиссию — как правило, 10–20% от стоимости перевозки.
Загир Рашитов, основатель транспортной биржи gruzobzor.ru
Загир Рашитов, основатель транспортной биржи gruzobzor.ru
Новая машина грузоподъемностью 20 тонн с полуприцепом в 2018 году стоит в среднем 5 млн рублей, подержанная — 3 млн рублей. Эксперты не советуют вкладывать деньги в подержанные фуры, поскольку клиенты часто требуют для перевозки транспорт не старше пяти лет.
Оптимально, если у вас есть деньги для покупки сразу нескольких машин. Платеж за одну фуру, приобретенную в кредит или лизинг, составит около 100 000 ₽ в месяц — уйдет вся прибыль.
Во всех машинах должны быть тахографы — специальные устройства, которые следят за передвижениями фур, соблюдением ПДД, режимом работы водителей. Тахографы ставят, чтобы дальнобойщики не просиживали за рулем сутками напролет и не попадали в аварии из-за усталости. Требования к тахографам закреплены в приказе Минтранса РФ.
Водителей-дальнобойщиков ищут на специализированных сайтах и в тематических группах соцсетей. Зарплата водителя фуры в 2018 году составляет 50 000–100 000 ₽ в месяц, точная сумма зависит от количества рейсов, дальности и сложности маршрутов.
Еще вам потребуются деньги на ремонт и непредвиденные расходы — закладывайте минимум 100 000 ₽ на одну фуру. Из-за дороговизны ремонта по-настоящему выгоден дальнобойный бизнес владельцам 20–30 машин. Чем больше обороты, тем меньше ущерба приносят компании затраты на сервисные работы.
Как организовать работу
Чтобы дальнобойный бизнес приносил стабильный доход, важно контролировать работу водителей и следить за сохранностью грузов. Расскажем, что стоит предусмотреть.
Контролируйте тахографы. Некоторые дальнобойщики, желая быстрее закончить рейс и больше заработать, ставят в машинах приборы, которые обманывают тахографы. За мухлеж предусмотрены штрафы: 1 000–3 000 ₽ — для водителя, 5 000–10 000 ₽ — для должностного лица. Вдобавок уставший водитель может попасть в аварию, пострадают люди, груз и машина.
Чтобы таких ситуаций не возникло, регулярно проверяйте тахографы. Лучше всего устраивать проверки внезапно, иначе дальнобойщики смогут к ним подготовиться. Еще один способ контроля — установить в машине дополнительный трекер, о котором водитель не знает. Тогда вы сможете прямо на экране своего смартфона отслеживать, отдыхает ли водитель на стоянке или едет вторые сутки подряд. Еще оборудование фиксирует маршрут и соблюдение ПДД.
Поддерживайте связь с водителями. Во время длительной поездки могут возникнуть проблемы: от поломки на трассе до автомобильной аварии. Важно, чтобы дальнобойщик мог своевременно вас предупредить, а вы — договориться с компанией-экспедитором и владельцем груза.
Для этого некоторые компании оплачивают дальнобойщикам сотовую связь, но можно обойтись без дополнительных затрат. Система мониторинга, которая отслеживает местоположение машины, оборудована комплектом голосовой громкой связи. Вы можете в любой момент поговорить с водителем или отправить ему сообщение через приложение.
Контролируйте расход топлива. Недобросовестные дальнобойщики сливают из бака топливо. Не допустить воровства поможет система мониторинга, оборудованная тремя устройствами: трекером, датчиками уровня и расхода топлива. Вам на телефон придет информация о том, сколько литров залил водитель на заправке и сколько израсходовал. Если вдруг дальнобойщик попытается вас обмануть, вы получите уведомление, что в баке резко снизилось количество топлива.
Защитите машину от угона. Если фуру угонят на трассе, вы не только потеряете деньги. Возникнут проблемы с владельцем груза и компанией-экспедитором. Чтобы не допустить такой ситуации, оборудуйте машину реле дистанционной блокировки двигателя — устройство прилагается к системе мониторинга.
Реле глушит работающий двигатель или блокирует его работу по команде диспетчера. В итоге у незадачливых угонщиков, желающих разжиться ценным грузом, ничего не выйдет.
Следите за работой холодильника. Продуктовая фура расходует меньше топлива, если на время отключить рефрижератор. Некоторые дальнобойщики так и делают: отключают каждый день холодильник на несколько часов, а сэкономленное топливо сливают и продают.
При этом вы теряете деньги не только на топливе. Если вместо свежих продуктов дальнобойщик доставит в другой регион несколько тонн тухлятины, у вас будут проблемы. Чтобы такого не произошло, установите логгер температуры. Когда дальнобойщик выключит холодильник, вам придет оповещение.
Как начать работать без экспедитора
После того как ваш бизнес наберет силу и вы купите дополнительные машины, выгоднее станет отказаться от услуг экспедитора и искать заказы самостоятельно. Для этого есть онлайн-биржи — специальные площадки, где грузоотправители ищут перевозчиков, а перевозчики — заказы.
Обычно доступ к бирже осуществляется по подписке, в среднем она стоит около 1 000 ₽ в месяц. Некоторые биржи предлагают свободный доступ, но придется платить комиссию с каждого заказа — 1–10% от стоимости перевозки.
Регистрируясь на бирже, перевозчик предоставляет данные юрлица или ИП, документы о праве собственности на машины, указывает, по каким маршрутам он ездит. Когда появляется заказ в выбранном направлении, перевозчик может согласиться на предложенные условия или вступить в переговоры с владельцем груза.
Загир Рашитов, основатель транспортной биржи gruzobzor.ru
Загир Рашитов, основатель транспортной биржи gruzobzor.ru
Со временем у вас появятся постоянные клиенты, которые будут регулярно отправлять грузы в определенные регионы. Когда это произойдет, не отказывайтесь полностью от онлайн-бирж. Как правило, грузоотправитель обеспечивает вас заказом только в одну сторону. Чтобы фура не шла обратно порожняком, ищите на биржах дополнительных клиентов.
Как заработать на дальнобое
- С одной машины вы можете зарабатывать в месяц около 100 000 ₽ «чистыми». Чем больше у вас фур, тем надежнее бизнес и выше прибыль.
- Чтобы выйти на рынок, обратитесь к компании-экспедитору. Она возьмет на себя все риски, но потребует комиссию 10–20% от стоимости перевозки.
- Установите в машинах систему мониторинга. Она контролирует работу водителя, не позволяет сливать бензин и защищает фуру от угона.
- Со временем вы сможете отказаться от услуг экспедитора и искать заказы самостоятельно на онлайн-биржах.
Эксперты
Загир Рашитов, основатель транспортной биржи gruzobzor.ru