В конце марта туристический бизнес ушел в вынужденный простой. На некоторых компаниях повисли большие долги по невыполненным обязательствам. Сейчас режим самоизоляции смягчают: страны открывают границы, а в России разрабатывают новые маршруты для путешествий.
В конце июля и начале августа стали появляться новости: отдыхать теперь можно в Турции, Абхазии, Черногории. Однако, ехать готовы не все. А еще неизвестно, что будет осенью: разговоры про вторую волну эпидемии продолжаются.
Туристические фирмы по-разному воспринимают новости: одни смотрят в будущее с надеждой, другие считают, что восстановить бизнес будет невозможно. Мы узнали у экспертов, как они оценивают сложившуюся ситуацию и что делают, чтобы спасти свое дело.
Мы публикуем эту статью 19 августа 2020 года. Возможно, вы прочтете ее, когда информация будет уже неактуальной. Мы хотим верить, что путешествия скоро вернутся в нашу жизнь.
Что происходит сейчас
Эпидемия коронавируса поставила туристический бизнес в сложное положение: продажи обнулились, клиенты засели по домам, а еще потребовали вернуть деньги за несостоявшиеся туры. К тому же в компаниях остались текущие расходы: зарплата сотрудникам, выплаты по аренде, коммунальные платежи, плата за использование специализированных программ, налоги. В итоге до сих пор туристический бизнес находится в тяжелой ситуации.
Основная финансовая проблема сложилась при расчетах с клиентами. Многие компании просто не могут вернуть деньги по несостоявшимся турам. Зарубежные страны в аналогичной ситуации разрешили вместо денег выдавать клиентам ваучер — документ, который подтверждает бронирование или оплату путевки. В России закон о ваучерах не принят, но есть решение, о том что турфирмы могут переносить сроки бронирования и заключать с клиентами дополнительное соглашение к договору. Если клиент не смог отдохнуть на курорте из-за пандемии, он может воспользоваться оплаченным туром до конца 2021 года. При этом турфирма обязана предоставить клиенту аналогичные условия без повышения стоимости путевки.
«Надо учитывать, что изоляция пришлась на период активных продаж. С конца мая по июль мы делаем основные продажи, из которых собирается резервный фонд. На нем мы, кстати, и продержались два месяца изоляции: закрывали зарплату, оплачивали коммунальные платежи и аренду. Сейчас, чтобы продолжать платить по счетам, нужны продажи, — а их нет, и ситуация с туризмом особо не прояснилась».
Владимир Кудашов, директор туркомпании «Объединение Турист»
У любого бизнеса есть актив, и в случае с турфирмами — это наработанная клиентская база. Пока путешествия были недоступны, бизнесу было важно не выпасть из поля зрения клиентов, поэтому многим пришлось пересмотреть свое отношение к онлайн-продвижению. Не менее важно было сохранить сотрудников — опытных турагентов.
«Этот кризис мы встретили в зрелом возрасте, поэтому финансово и организационно без потерь можем пережить 3–4 месяца простоя. В свое время мы выстроили гибкую организационную структуру: перевели большую часть сотрудников на удаленку и раскрутили собственные каналы взаимодействия с клиентами. Например, только в закрытой группе в соцсетях у нас больше пятидесяти тысяч активных участников. Чтобы распространять наши предложения, мы не тратим деньги на рекламу, а выкладываем информацию по своим группам в социальных сетях и собираем нужный объем заявок».
Анна Багирова, пресс-секретарь компании «Система туризма Можайка.ру»
Какие антикризисные решения актуальны для турбизнеса
- Предложить клиентам не потерять туры. Первый вариант — подписать соглашение к договору и перебронировать тур на более поздний срок. Второй — подписать соглашение к договору с открытым сроком тура.
- Сократить расходы. Например, отказаться от офиса и перевести сотрудников на удаленную работу.
- Повысить активность в социальных сетях, чтобы привлечь новых клиентов.
Какую помощь смогли получить от государства
Туризм вошел в список наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Компании, которые сохранили рабочие места и не задолжали в бюджет, получили безвозмездную субсидию.
«Мы сохранили больше 90% персонала, поэтому получили по 12 130 ₽ на каждого сотрудника. Сумма небольшая, но все равно приятно. С арендой у нас сложилась особая ситуация. Еще до изоляции мы отремонтировали офис в счет будущих арендных платежей, поэтому в период простоя за аренду не платили».
Анна Багирова, пресс-секретарь компании «Система туризма Можайка.ру»
Помимо субсидии, турфирмы могут рассчитывать на другие формы поддержки. Например, еще можно успеть оформить льготный кредит: до 30 ноября кредитная ставка — 0%, после — 3,5–4%. Сумма займа рассчитывается с учетом количества сотрудников: на одного сотрудника можно получить 15 769 ₽ в месяц. Если в регионе действует увеличивающий коэффициент на МРОТ, он распространяется на расчет кредита. Срок кредитования — 6 месяцев. Заявку необходимо подать до 30 сентября.
На какую сумму кредита можно рассчитывать
Предположим, в челябинской компании работает пять человек. Возможная сумма кредита: 15 769 х 1,15 (увеличивающий коэффициент по Челябинской области) х 5 (сотрудников) х 6 (месяцев) = 544 030,50 ₽.
В некоторых регионах предусмотрены дополнительные льготы для пострадавших областей. Например, в Башкортостане, Карелии, Вологодской, Кемеровской, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Сахалинской областях, Пермском и Приморском краях и в Ставрополье ставка по УСН снижена по виду «Доходы» до 1%, по виду «Доходы минус расходы» — до 5%.
Налоговики составили реестр налогоплательщиков, которых освобождают от налогов и взносов за второй квартал 2020 года. Компании, которые вошли в этот реестр, не уплачивают налог на прибыль, УСН, ЕНВД, ЕСХН за второй квартал, налог на имущество. Проверить возможность освобождения можно на сайте ФНС.
«Правительство объявило мораторий на плановые проверки. Но проверки по жалобам клиентов никто не отменял, — а сейчас каждый второй турист, которому не вернули деньги, пишет жалобу. По таким жалобам некоторые турфирмы проверяли в апреле и мае».
Владимир Кудашов, директор туркомпании «Объединение Турист»
Была ли помощь эффективной
Делать выводы пока рано. Прямо сейчас некоторые компании «заморозили» свою деятельность, но не закрыли бизнес. Другие — активно борются и предлагают туры по России. Некоторого оживления ждут осенью, и в конце сезона можно будет полноценно оценить потери. Несмотря на это, уже сейчас некоторые эксперты предсказывают уход с рынка до 50% туристических компаний.
«Многие клиенты предпочитают дождаться, когда снимут все ограничения, чтобы поехать отдыхать. Мы готовы работать круглосуточно и продавать путевки, но пока непонятно, кому. Пока, как и большинство, ждем стабилизации и улучшения».
Владимир Кудашов, директор туркомпании «Объединение Турист»
Чего ждать в ближайшее время
С июня ситуация постепенно восстанавливается: регионы сняли ограничения и турфирмы могут отправлять туристов по всей России. Пляжный отдых, экскурсии, сплавы, пешие и конные прогулки, отдых в санаториях и на базах отдыха снова доступны.
С 1 августа возобновилось авиасообщение с зарубежными странами. Первой готовность встретить туристов выразила Турция, и многие турфирмы уже открыли бронирование путевок на курорты Антальи, Бодрума и Даламана. Для въезда в Турцию не нужно получать справки и делать тесты на COVID-19. Такие же условия действуют сейчас для въезда в Черногорию.
Санатории и отели тоже могут принимать гостей, если выполняют рекомендации Роспотребнадзора. Правда, с санаториями все сложно.
«Зимой санатории работали с загруженностью не более 70%, то есть балансировали на грани безубыточности, а потом три месяца простаивали. У многих санаториев просто нет денег, чтобы открыться с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора.
Допустим, в санатории работает 200 сотрудников. Чтобы обследовать их на COVID-19, нужно потратить почти 400 000 ₽. А такие тесты нужно проводить каждую неделю, то есть только на обследование санаторию необходимо выделить более 1,5 млн рублей. Плюс маски для персонала — это еще около 400 000 ₽ в месяц».
Владимир Кудашов, директор туркомпании «Объединение Турист»
Один из вариантов для турагентств сейчас — изучать новые продукты туроператоров: курорты, цены, условия сотрудничества. Анализировать ситуацию и подбирать доступные направления с учетом возможностей и желаний клиентов.
«Мы занимаемся тщательным отбором туристических продуктов. Выбираем самые интересные с точки зрения насыщенности экскурсионной программы, соотношения цены и качества. Предлагаем путевки на Байкал и Алтай, на курорты Крыма и Кавказа, экскурсии по российским городам. В этом году эти направления более доступны по цене, чем когда-либо. За счет того, что международные рейсы сейчас переключаются на внутренние перелеты, авиаперевозчики снижают цены».
Анна Багирова, пресс-секретарь компании «Система туризма Можайка.ру»
Участники группы активно реагировали на первые туры после пандемии — лайкали посты, в комментариях уточняли подробности и охотно бронировали путевки
Что делать турфирме в пандемию и после нее
- Попытаться сохранить клиентов. Для этого нужно не забывать об онлайн-продвижении: рекламе, своих соцсетях, рекламных рассылках. Важно дать понять: ваш бизнес жив и вы продолжаете оказывать услуги.
- Продумать альтернативные варианты туров. Это могут быть бюджетные предложения, которые поддержат интерес к вашей работе. Изучите предложения туроператоров и постарайтесь выбрать те, которые могут быть потенциально интересны вашим клиентам.
- Воспользоваться господдержкой, если еще не успели. Вам могут быть доступны субсидии, льготное кредитование, освобождение от уплаты налогов.
- Сократить издержки. Многие турфирмы боятся отказаться от офиса, но в сегодняшней ситуации это может быть хорошим решением. Не бойтесь переводить офис в онлайн.
Эксперты
Владимир Кудашов, директор туркомпании «Объединение Турист»
Анна Багирова, пресс-секретарь компании «Система туризма Можайка.ру»