<span>Как создать</span><br><span>идеальный склад</span>

Как создать
идеальный склад

Инструкция
для торговой точки
В идеале у торговой точки склада быть не должно. Владелец любого магазина хочет побыстрее продать товар и заработать. Если поставщики привозят очередную партию точно в нужное время в нужном количестве, — магазин всегда в плюсе. В суровой реальности это невозможно, магазину приходится «копить» продукцию для будущей продажи и хранить ее в складском помещении.
Расскажем, как создать образцовый склад, чтобы продукция не копилась и бизнес работал как часы. Для примера возьмем сеть из четырех магазинов «Порошки и мыло».
Владелец этой сети решил, что ему нужен отдельный склад. На склад поставщики будут привозить шампуни, порошки, мыло, чистящие средства и другие товары для торговых точек. Если управляющие магазинов видят, что полки пустеют, — они отправляют заявки на склад, с которого им привозят нужный товар. На дом эта торговая сеть заказы не привозит.

Характеристики идеального склада

Есть два способа оценки склада: по его техническим характеристикам и по тому, как налажены процессы.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/23140_tehnicheskie_haracteristiki.jpg
Технические характеристики идеального склада
Вместительность. Весь товар должен поместиться на одном складе, чтобы не пришлось арендовать дополнительное помещение.
Продуманность и надежность. На складе должны быть продуманы места для хранения разных товаров. Самое важное — сохранность. Если протечет крыша и товар испортится, — это прямые убытки.
Оснащенность. Склад должен быть оснащен техникой для погрузки-разгрузки. Чем меньше времени тратится на доставку товара, тем меньше расходов несет предприниматель.
Оптимальные условия хранения. Если не учесть влажность, температуру и освещение в помещении, можно понести колоссальные убытки из-за испортившегося на складе товара.
Охрана. Не стоит экономить на охране склада — вора могут найти, но пройдет много времени до выплаты компенсации, а в это время бизнес теряет деньги.
Безопасность. Склад должен быть безопасным как для людей, так и для товара. Травмы на рабочем месте предприниматель оплачивает из своего кармана.
Удобство. Склад должен находиться в таком месте, чтобы от него до торговой точки можно было быстро добраться в любое время. Чем ближе склад, тем меньше расходов на логистику.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/23140_nalazhennye_processy.jpg
Что такое налаженные складские процессы
Быстрая приемка груза. Грузчики работают слаженно, быстро принимают, обрабатывают груз — это экономия времени и денег не только склада, но и поставщика.
Оперативный поиск нужного товара на полках. Товар на складе размещен таким образом, что найти его можно без особого труда. Еще от расстановки зависит потеря товаров — в правильно организованном складе ничего не потеряется и не залежится.
Аккуратный складской учет. Решение о закупках принимают в зависимости от количества товара. Посмотреть это количество по данным учета быстрее, чем считать вручную.
Содержание помещения в чистоте. Своевременный вывоз мусора, соблюдение всех санитарных норм — условия, при которых товар не испортится.
На практике требования к складу зависят от того, чем торгует магазин, какой у него товарооборот, как часто поставщик может доставлять заказы.
Если магазин совсем небольшой, ему хватает подсобного помещения, где установлены стеллажи, холодильные-морозильные камеры или просто поддоны, на которых лежат упаковки привезенного груза.
Если продажи растут и собственник развивает торговую сеть, то подсобного помещения ему уже не хватит. Такому магазину придется делать пристройку, покупать или арендовать складское помещение. В этой ситуации владельцу нужно точно знать, какой склад и с какими характеристиками ему необходим.

Какие бывают проблемы при выборе склада

Слишком маленький или слишком большой склад. На маленьком складе придется раскладывать товар по принципу тетриса, впихивать невпихуемое, а потом стараться вынимать нужное, ничего не сломав и не испортив.
На большом складе часть помещения будет пустовать, но за нее тоже придется платить арендодателю, коммунальщикам и охране.
Необустроенное помещение. Ангар — это дешево и сердито, но он больше подойдет для габаритного товара. Для хранения порошков и шампуня — мелкой продукции — понадобятся стеллажи. Если их нет, придется устанавливать за свой счет.
Запущенность помещения. Для кого-то текущая крыша не критична — можно подлатать, а для кого-то и сломанный стеллаж — уже повод для поиска нового склада. Все зависит от бюджета и от готовности предпринимателя вложить деньги в ремонт.
Неудобное расположение. Выбирая складское помещение, нужно смотреть не только на то, как далеко оно находится от магазинов, но и на транспортные развязки. Нет смысла держать склад в 20 км, путь до которого состоит из перекрестков, светофоров, а на дорогах частые пробки. Лучше арендовать помещение чуть подальше, но с двумя-тремя вариантами подъезда до пункта назначения. Это сэкономит время доставки и бензин развозчика.
Плохая внешняя инфраструктура. Чтобы смоделировать удобство инфраструктуры, нужно представить ситуацию: к складу одновременно подъехали две машины поставщика и собственный грузовичок для погрузки и развоза товара по заявкам директоров магазинов.
Ответьте на вопросы:
  • Все три машины уместятся?
  • Они не будут мешать друг другу/проезжающему транспорту/прохожим?
  • Они смогут развернуться или сделать другие маневры, не задев кузов?
Если на эти вопросы ответы будут «да», то внешняя инфраструктура склада хорошая. Если ответами будет «нет», то от этого варианта лучше отказаться.

Как улучшить работу уже имеющегося склада

У сети «Порошки и мыло» есть склад, но там страшный бардак и неразбериха. Ее владелец хочет навести порядок. Для начала ему нужно оценить работу сети.
Определить, сколько нужно товара про запас (нормирование). Товарный запас нужен для того, чтобы бесперебойно обеспечивать спрос покупателей.
Чтобы определить, сколько должно быть товара на складе, нужно подсчитать среднюю продажу за период между привозами.
Допустим, шампунь на склад привозят раз в 30 дней. Статистика продаж показала, что за 30 дней во всех четырех магазинах «Порошки и мыло» продают в среднем 150 бутылок шампуня для всех типов волос.
Поэтому в начале месяца на складе должно быть не меньше 150 бутылок, а лучше 170–180, в конце месяца плюс-минус 20 бутылок. На всякий случай нужно оставлять небольшой запас товара.
При нормировании нужно «выбрасывать» дни, когда были проведены распродажи, рекламные акции или спрос на товар вырос сезонно — эта информация портит статистику и появляется большая погрешность.
Можно считать продажи товара по брендам или сразу по товарной группе. В крупных магазинах минимальный товарный запас, как и норму, определяют в рублях, а не в штуках или единицах. Это удобно для бухгалтерского учета и экономического анализа деятельности фирмы. За ассортиментом следят уже продавцы и товароведы.
Оценить, как магазины и склад работают с запасами: копят их или следят за объемами. Нужно провести инвентаризацию в магазинах и на складе, поднять договоры с поставщиками, приходные накладные и проанализировать, насколько эффективно торговая сеть управляет запасами.
Экономисты для оценки работы магазинов анализируют коэффициент оборачиваемости товаров.
«Коэффициент оборачиваемости показывает экономическую обоснованность использования сырья. Чем ниже его показатель, тем больше на складах остатков товара. Думаю, что коэффициент оборачиваемости особенно полезен для логистических служб, которые как раз определяют потребность компании в сырье и формируют “систему движения” запасов между подразделениями».
Юлия Петрищева, финансовый директор по фармацевтическим и инновационным проектам IPT Group

Как улучшить склад технически

Если владелец склада видит, что помещение использовано нерационально, и не знает, что с этим делать, то он может обратиться в специальные компании, которые оптимизируют складские помещения.
«Любое складское помещение можно разделить на основную и технологическую зоны, состоящие из других, более мелких зон. В нашей компании есть специальная формула их расчета. Например, общая площадь основных зон складывается из площадей зон консолидации принятых грузов, транзитных грузов и грузов к выдаче.
Площадь основных зон склада мы считаем по формуле:
S зоны = (Vгр / Kук) * Kр * Kз * Kдх, где:
  • Vгр — среднедневной объем грузов (м3);
  • Kук — коэффициент укладки;
  • Kр — коэффициент размещения;
  • Kз — коэффициент запаса (пиковые нагрузки);
  • Kдх — количество дней хранения; для каждой конкретной зоны надо использовать свой коэффициент оборачиваемости.
Коэффициенты и период оценки нагруженности зависят от того, чем занимается предприятие. По этой формуле мы оцениваем, как склад работает сейчас и как будет работать в перспективе».
Михаил Смирнов, директор департамента аналитики и планирования ООО «Байкал-Сервис ТК»
Чтобы увеличить эффективность склада, нужно провести ревизию и оптимизировать процессы. Что может сделать владелец «Порошков и мыла» для улучшения технической части работы склада?

Сделать ремонт в помещении

Если помещение требует ремонта, то сначала нужно избавиться от залежавшегося товара, освободить пространство.
В магазинах «Порошки и мыло» придется провести акции и распродажи либо найти другие каналы сбыта.
Пока полки стоят пустые, можно быстро покрасить стены, оштукатурить потолок, поменять проводку. После ремонта закупать товар нужно в пределах рассчитанной нормы запаса.

Улучшить внешнюю инфраструктуру склада

Для пикапов, газелей, грузовиков нужно создать удобный подъезд к зоне загрузки. Пространства на улице должно хватать для маневров груженого транспорта, а асфальт должен быть без ям и кочек.
Если погрузка-разгрузка занимает много времени, то можно вложиться в эстакады, погрузочные рампы, доклевеллеры.

Зонировать помещение

https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/23140_zony.jpg
Складское помещение следует разделить на зоны
Зона отгрузки и пересчета товара обычно находится возле входа в склад. Рядом с ним, внутри помещения, обычно находится зона приема, распаковки, обработки, маркировки товара и зона брака.
Места для хранения продукции должны использоваться максимально эффективно — они должны быть загружены полностью, от и до.
Если стеллажи стоят пустые, лучше освободить эту часть помещения и сделать с ней что-то другое. Например, приспособить под хранение тележек.
Оптимально выделить место для складирования мусора — коробок, упаковок, ящиков, которое периодически нужно освобождать.
На складе нужна зона подготовки и комплектации товара, где его пересчитывают, обматывают скотчем или завязывают веревками, выписывают накладные или сканируют штрих-коды для учета передвижения груза. Отсюда продукцию будут забирать и увозить в торговые точки.

Приобрести профессиональное оборудование

Профессиональное оборудование склада — это установленные места для хранения товара и складская техника.
Упаковки бытовой химии хранят на поддонах и стеллажах. На поддонах коробки складывают штабелями прямо или перекрестно. Стеллажи можно поставить полочные и паллетные.
Полочные стеллажи удобны для легкого товара маленького и среднего размера, то есть того, что работник склада может быстро взять и унести.
Паллетные стеллажи — это многоярусные конструкции, где можно хранить и мелкий, и крупный товар.
Из складской техники могут понадобиться тележки и штабелеры.

Обеспечить надежную идентификацию товара

Идентификация ускорит складские процессы: поиск товара среди полок будет занимать минимум времени.
Внесите в базу данных информацию о расположении товара, а на сам товар нанесите штрихкод.
Придумайте систему маркировки. Например, по цветам — для группировки товара, а по цифрам — для ассортимента внутри группы.
На самих стеллажах можно распределить, что и где именно будет храниться, и обозначить это буквами/цифрами. Например, на полках «А» хранятся бутылки шампуня, на полках «Б» — гели для душа, на полках «В» — скрабы для тела.
Внутри полок «А» можно сделать разбивку на ассортимент, например, полка «А1» — шампуни для мужчин, полка «А2» — шампуни для детей.
Это поможет складскому работнику зрительно оценивать запасы товара и вовремя формировать заявку поставщику.
Сделайте план-схему и повесьте его на стену либо составьте методичку. Новые работники быстро сориентируются в складской системе, а старым они будут напоминать, что и где лежит.

Как оптимизировать работу склада:

noteimage
  1. Определить товарооборот магазина и понять, как «уходит товар», быстро или залеживается.
  2. Сократить объем лежалого товара.
  3. Улучшить внешнюю и внутреннюю инфраструктуру склада.
  4. Оптимизировать помещение (пустоту заполнить, лишнее убрать, разграничить зоны).
  5. Промаркировать упаковки товаров, нанести штрихкоды.
noteimage
Эксперты
personPhoto
personPhoto