Сотрудник компании «Альбион 2002» отправил коллеге на личную почту образец таблицы для расчета премий сотрудников. После этого его уволили за разглашение коммерческой тайны.
В суде компания «Альбион 2002» не смогла доказать, что переданная информация относится к коммерческой тайне. Отправка электронных писем не запрещена внутренними актами компании, да и получателем был сотрудник той же компании. Важно и то, что уволенный сотрудник не был ознакомлен с Положением о сведениях, которые относятся к коммерческой тайне.
По этим причинам суд решил, что режим коммерческой тайны не введен. Он признал увольнение незаконным и вынес решение восстановить работника в должности.
Мы спросили у частнопрактикующего юриста и руководителя проекта Advancedstartup Натарова Алексея, как ввести в компании режим коммерческой тайны и правильно составить соглашение NDA, чтобы оно работало.
Что такое NDA и коммерческая тайна
Эта аббревиатура означает Non-disclosure agreement и переводится как соглашение о неразглашении. Иногда его еще называют договором. Он заключается между двумя сторонами, например, компанией и сотрудником или компанией и её контрагентом. Договор помогает предотвратить утечку любой конфиденциальной информации, например, коммерческой тайны.
Коммерческая тайна — это любая конфиденциальная информация, которая позволяет ее обладателю получать коммерческую выгоду, в силу ее неизвестности третьим лицам.
Например
Владелец автомастерской «Колесо» нашел выгодных поставщиков запчастей. Клиентам нравились цены, поэтому они ездили только в эту автомастерскую. Один из менеджеров получил доступ к базе поставщиков и слил ее конкурентам, то есть нарушил коммерческую тайну. Конкуренты связались с поставщиками «Колеса» и договорились о еще более выгодных условиях. Потом провели рекламную акцию и переманили к себе половину клиентов автомастерской.
Коммерческой тайной могут быть любые данные, которые имеют потенциальную коммерческую ценность: планы производства, закупок и продаж, стратегия развития бизнеса, база данных поставщиков и клиентов, персональные данные сотрудников, уровень выручки. Если компания хочет защититься с юридической стороны, она должна ввести режим коммерческой тайны.
Когда NDA бесполезно
Когда Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» только приняли, компании зачастую не выполняли все необходимые процедуры по введению режима коммерческой тайны. Работники пользовались этим и оспаривали штрафы или увольнения в суде. Получалось, что NDA компании заключали, а суд работников все равно оправдывал.
Поэтому среди бизнесменов сложилось мнение, что договор о неразглашении конфиденциальной информации — бесполезный документ, а заставить работника хранить коммерческую тайну невозможно.
Соглашение NDA бесполезно в некоторых случаях. Первый — когда компания пытается защитить от разглашения информацию, которая по закону не относится к коммерческой тайне.
Например
Компания «IT+» захотела засекретить информацию о заработной плате сотрудников. Но юристы компании восприняли эту идею с сомнением: согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» система оплаты труда к тайне не относится. Несмотря на то что в формулировке закона нет фразы «заработная плата», суды чаще встают на сторону работника.
Даже если в NDA есть запрет на разглашение своей зарплаты, он не имеет юридической силы.
Алексей Натаров, частнопрактикующий юрист и руководитель проекта Advancedstartup
Алексей Натаров, частнопрактикующий юрист и руководитель проекта Advancedstartup
Второй случай, когда NDA не работает — в компании не установлен режим коммерческой тайны, или сотрудники, контрагенты не проинформированы письменно. Тогда суд тоже не поддержит сторону компании.
Как ввести в компании режим коммерческой тайны
Определите, какая информация может относиться к коммерческой тайне. В Законе «О коммерческой тайне» указано, что к ней относится особенно ценная для бизнеса информация, которую запрещено сообщать конкурентам. Например, сведения о клиентах относятся, а о количестве сотрудников на предприятии — нет.
«Помню интересный случай. Мерчендайзер одной компании отправил контрагенту таблицу и попросил заполнить. Но после отправки выяснилось, что в этой же таблице оказалась информация о выручке компании. Работодатель об этом узнал и уволил мерчендайзера за нарушение коммерческой тайны. А суд встал на сторону работника, так как при сравнении данных за один и тот же период выяснилось, что информация в таблице отличалась от реальной на несколько десятков тысяч. Суд решил, что коммерческая тайна не была нарушена, потому что информация, которую переслал сотрудник, не совпадала с коммерческой тайной компании».
Алексей Натаров, частнопрактикующий юрист и руководитель проекта Advancedstartup
Ведите учет сотрудников, у которых есть доступ к информации. Вести список можно в электронном или печатном вариантах. В таком списке могут быть графы со списком должностей, ФИО, датами трудоустройства и увольнения. Вовремя обновлять такой реестр должны кадровые специалисты или юристы.
Составьте Положение о коммерческой тайне. Когда вы вводите режим коммерческой тайны, вы обращаете внимание сотрудников, что в компании есть определенные правила работы с информацией. Пропишите их в одном документе. В Положении укажите, как хранить, передавать и уничтожать данные. Нет четких рекомендаций, как составлять этот документ — каждая компания разрабатывает его в удобной для себя форме. Но в этом и сложность. Если вы не указали, что делать нельзя, то по умолчанию это делать разрешено. Например, если в Положении не указано, что нельзя сохранять прайсы и другие данные на личном смартфоне, а сотрудник это сделал, то наказать его нельзя.
Подробно пропишите все тонкости и запреты, например, запрет на использование личных почтовых аккаунтов. Тогда пробелов, которыми сможет воспользоваться работник для разглашения информации, не останется.
Алексей Натаров, частнопрактикующий юрист и руководитель проекта Advancedstartup
Алексей Натаров, частнопрактикующий юрист и руководитель проекта Advancedstartup
Ознакомьте сотрудников с информацией под расписку. Вам нужно предоставить работникам перечень информации, которая считается коммерческой тайной, рассказать о мерах ответственности и ознакомить с Положением о коммерческой тайне под расписку. Без этой подписи у вас не получится доказать суду, что сотрудник знал о запрете на разглашение данных.
Нанесите на документы, папки, диски и другие материальные носители гриф «Коммерческая тайна». Формулировки могут быть разные, например, «Конфиденциально» или «Please do not forward». Для российских компаний обязательно нужна фраза «коммерческая тайна» и сведения о правообладателе. Если это юрлицо, то полное название и адрес. Если ИП — то ФИО и адрес. Такой формат оформления документов установлен федеральным законом.
Гриф наносится с помощью печати, наклейки, надписи от руки — способ в законе четко не указан. Если документы электронные, то внесите гриф в колонтитулы или разместите его на свободном месте.
Расскажите сотрудникам о важности неразглашения конфиденциальной информации и о мерах ответственности за нарушение режима. С работника могут взыскать убытки по ст. «Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений», привлечь к полной материальной ответственности на основании ст. 243 ТК РФ о случаях полной материальной ответственности или даже уволить работника по ст. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя».
Если суд решает, что сотрудник разгласил коммерческую тайну ради собственной материальной выгоды, то ему грозит уголовная ответственность по ст. 183 УК РФ. Это может быть штраф до 1 млн рублей, принудительные работы или заключение на срок до 3 лет.
Создайте работнику необходимые условия для соблюдения установленного вами режима коммерческой тайны. Если вы не создаете работнику аккаунт корпоративной почты, не устанавливаете пароли на компьютер, не выделяете под хранение конфиденциальной информации шкафы или сейфы, не рассчитывайте, что сотрудник сделает все сам. Вы можете требовать соблюдения условий, только если обеспечите их. Это — ваша задача. Если условия не созданы, суд встанет на сторону работника, а если созданы — ваши шансы на компенсацию ущерба очень высоки.
Когда будете составлять документы, описывающие режим коммерческой тайны, обязательно подробно опишите порядок работы с конфиденциальными данными и точно сформулируйте действия, которые нельзя совершать работнику. Например, укажите запрет на доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, с личных девайсов, запретите скачивание такой информации на внешние носители или пропишите, что вести деловую и служебную переписку по электронной почте можно только с корпоративных почтовых адресов. Если у компании возникает спор с работником, суд будет проверять, какие меры по охране коммерческой тайны предпринял работодатель и знал ли о них работник.
Например
В ЗАО «Стройтрансгаз» директор одного из департаментов пересылал служебные документы, которые относятся к коммерческой тайне, со своей корпоративной почты на свою личную. Он не разглашал и не передавал конфиденциальную информацию компании кому-то другому, а только нарушил правила работы с коммерческой тайной, которые разработал владелец компании. Районный суд, апелляционная инстанция и Конституционный Суд РФ встали на сторону компании и работника уволили за разглашение коммерческой тайны на основании п. 6 ст. 81 ТК РФ.
Как составлять NDA правильно
Шаблоны соглашения можно свободно скачать из интернета — они стандартны. Но Алексей Натаров советует обратить внимание и на детали при подписании NDA, которые владельцы в спешке могут упустить из виду.
Определите, кто владелец конфиденциальной коммерческой информации и проверьте, чтобы NDA заключался от его имени. Бизнес может состоять из нескольких компаний, российских или зарубежных. Нужно заключать соглашение от имени той компании, которая владеет конфиденциальной информацией.
Если NDA подписывает не владелец информации, а другой человек, то проверьте, есть ли у него на это письменно подтвержденное право. В суде такое NDA может не иметь юридической силы.
В судах рассматривается много дел, которые касается коммерческой тайны. Поэтому юристам компаний стало проще вводить режим коммерческой тайны, составлять подробные соглашения о неразглашении и выигрывать дела. И привлекать работников или контрагентов к ответственности за разглашение коммерческой тайны тоже стало проще.
Часто NDA используется, если компания заключает гражданско-правовой договор с контрагентами. Например, интернет-магазин работает с бухгалтером на аутсорсинге. Через него проходят все сведения о финансах компании, а эти данные входят в понятие коммерческой тайны. Поэтому компании нужно заключать с бухгалтером соглашение NDA. Маркетинговые агентства, например, заключают такое соглашение с внештатными авторами.
«Мы заключаем с авторами договор о неразглашении на этапе обсуждения гонораров. Это нужно, чтобы за пределами агентства не распространялась внутренняя информация, например, контент-план, готовые, но не опубликованные материалы, размер гонорара за статью. Меры ответственности зависят от того, какой материальный ущерб был нанесен в результате распространения информации».
Константин Рудов, главный редактор блога «Текстерры»
Если компания хочет, чтобы работники не разглашали конфиденциальную информацию, то это условие нужно включать в трудовой договор. По сути это те же условия, что и в NDA, только соблюдаться они должны в рамках трудового законодательства, так как речь идет о трудовых отношениях.
Составить документ о неразглашении — просто. Сложнее — ввести режим коммерческой тайны и доказать, что нарушение обязательства действительно было. Чем точнее и детальнее вы пропишете в NDA определение конфиденциальной информации, тем проще будет доказать ее утечку и определить наказание сотруднику.
При составлении соглашения нужно указать срок хранения тайны, например, 2 года, 5 лет. Все это время, даже в случае увольнения, сотрудник не имеет права обсуждать деятельность компании или разглашать коммерческую тайну.
Например
Компания «ИРИС» разрабатывает инженерные, радиотехнические и информационные системы. Сотрудник компании узнал секрет производства одного из приборов. После увольнения он устроился работать к конкурентам, в компанию «СУП». Сотрудник рассказал им секрет производства прибора и предоставил разработки компании «ИРИС». Поэтому конкуренты тоже стали производить такой прибор. Когда компания «ИРИС» захотела заключить договор с контрагентом, он отказался, потому что уже заключил аналогичный договор с компанией «СУП». Компании «ИРИС» был причинен материальный ущерб, но доказать вину бывшего работника в суде в конечном итоге не получилось.
Все, что должен сделать работодатель для охраны своей конфиденциальной информации, перечислено в ч. 1 ст. 10 и в ч. 1 ст. 11 Закона «О коммерческой тайне».
Памятка для создания NDA
- Создайте Положение о коммерческой тайне и детально пропишите в нем правила обращения с конфиденциальной информацией.
- Ознакомьте сотрудников под подпись с перечнем конфиденциальной информации, с текстом Положения и мерами ответственности за разглашение данных.
- Нанесите на материальные носители и электронные документы гриф «Коммерческая тайна».
- Создайте условия для соблюдения режима коммерческой тайны.
Эксперты
Алексей Натаров, частнопрактикующий юрист и руководитель проекта Advancedstartup
Константин Рудов, главный редактор блога «Текстерры»