Как продавать фермерские продукты

Как продавать
фермерские
продукты

Чтобы получить
прибыль, а не проблемы
С продукцией со своего огорода или из небольшого агрохозяйства невозможно пробиться на витрины сетевого супермаркета. Зато фермеры и дачники могут продавать свои товары в других местах: на сельскохозяйственных рынках и ярмарках, в интернет-магазинах и собственных торговых точках.
Расскажем, как это сделать и что нужно, чтобы без проблем продавать клубнику и картошку с дачи, фермерскую говядину или яйца от деревенской курицы.

Где можно продавать то, что вырастил

В кругу друзей, коллег, соседей. Многие уже на этом этапе находят клиентов и не расширяют рынок сбыта дальше. Всегда можно разместить объявление о продаже уродившихся яблок, кабачков и картошки в соцсетях, в своем подъезде, корпоративном чате.
Никто не накажет вас за продажу таких сезонных излишков с личных грядок и не заставит платить налог с каждого проданного овоща. Это разовая акция, а не систематически получаемый доход. Да и свои не станут жаловаться на вас в налоговую.
А вот выходить «в люди» надо осторожнее.
Запрещена стихийная торговля в местах, для этого не приспособленных. Нельзя поставить ящики с огурцами у метро или продавать цветы на остановке. Штраф за торговлю в несанкционированных местах зависит от местных законов. Например, в Москве физлицо оштрафуют на сумму от 500 до 5000 ₽, а в Санкт-Петербурге штраф составит 4000 — 5000 ₽.
На сельхозрынках и ярмарках выходного дня. Если же принести свою продукцию в специально отведённое место, скрываться от проверяющих и штраф платить не придётся.
В каждом населенном пункте местные власти отводят специальные торговые места для частных торговцев сельхозпродукцией. Это могут быть отдельные ряды на территории городского рынка или уличные прилавки с навесами в спальном микрорайоне.
Встать на специально выделенные места может любой желающий, чтобы продать излишки со своего хозяйства или дары леса. Плата за аренду отсутствует или сумма минимальная.
Найдите списки подходящих торговых мест для садоводов и огородников в своём городе или районе. Например, на сайте столичной мэрии размещена информация про участие в ярмарках выходного дня в Москве.
Чтобы продавать на уличных лотках не нужна касса, ценники и можно обойтись без весов, продавая укроп пучками, картошку ведрами, а ягоду стаканами. Нет никаких требований к наличию медкнижки и униформы у продавца. Часто сами покупатели заботятся о пакетах для фасовки и ищут нужную сумму «без сдачи». Достаточно иметь саму продукцию.
Но подойдет для такой продажи на открытом воздухе не все. Можно выставлять на прилавок плодоовощную продукцию, лесные ягоды, грибы, свежевыловленную рыбу. Нельзя продавать молочные и мясные продукты, замороженные продукты, консервы, полуфабрикаты — всё то, что требует специальных условий производства и хранения.
Если же выбрать стационарный крытый рынок, то внутри можно арендовать места с холодильными витринами и морозильниками. Здесь больше требований и правил. Обязательны ценники, весы и униформа — фартук, халат, косынка или кепка. Желательно иметь калькулятор и коробку для денег, чтобы не распихивать их по карманам и не искать сдачу. Стоит взять с собой пластиковые или железные подносы, контейнеры, ящики, а также пищевую плёнку, чтобы не загрязнить продукты, выкладывая их на прилавок.
Администрация рынка и специалист ветслужбы проверят у продавца документы на продукцию. Дачникам, огородникам, владельцам небольшого приусадебного хозяйства достаточно справки о наличии ЛПХ или дачного участка.
Доходы ЛПХ от продажи продуктов, полученных с участка площадью до 0,5 га, и без участия наемных сотрудников, не облагаются налогом. Таким землевладельцам не нужно регистрировать ИП или становиться самозанятым, чтобы официально торговать собственной продукцией.
Поставлять в чужие магазины. При выборе такого варианта достаточно документов на продукцию — справки о наличии участка земли и хозяйства, заключений ветеринарной службы, а также сертификатов соответствия на переработанную сельхозпродукцию.
Обычно это оформляется как членство в кооперативе: множество фермеров вступают в кооператив, чтобы совместно продавать и продвигать свою продукцию. Точнее, управляющие занимаются непосредственно продажами, а фермеры только поставляют свои товары. По такой схеме привлекают поставщиков известные интернет-магазины «ЛавкаЛавка» и «Ешь деревенское».
В своей торговой точке или интернет-магазине. Чтобы открыть свой собственный магазин, нужно регистрировать бизнес. Без этого возникнут проблемы и первое же нарушение — ведение незаконной предпринимательской деятельности — грозит штрафом до 2000 ₽. Но проверяющие найдут и другие нарушения, например, за отсутствие кассы — не менее 10 000 ₽, а также за не постановку на учет в налоговой — от 40 000 ₽. Эти риски касаются даже странички в соцсетях, где фермер решит систематически продавать творог и морковку. Поэтому стоит озаботиться получением официального статуса, если планируете рекламировать свои товары и продавать их широкому кругу лиц, а не только знакомым знакомых.

Как официально продавать фермерскую продукцию

Бизнес, связанный с сельским хозяйством, можно вести в разных форматах: как глава ЛПХ или КФХ, как ИП на ЕСХН, как самозанятый, как ООО.
ЛПХ — личное подсобное хозяйство, это подходит, если у вас участок земли не больше 0,5-2,5 га (это нужно уточнить в региональном законе, есть дополнительные ограничения и требования для конкретной местности).
Чтобы подтвердить этот статус, нужна выписка из похозяйственной книги — туда местные власти с ваших слов заносят сведения о поголовье животных. Если же вы арендуете соседние участки или сельхозземли, то уже нельзя быть ЛПХ. Нарушения выявят и выпишут штрафы.
Статус ЛПХ привлекателен отсутствием налогов с дохода при продаже продукции своего хозяйства. Никаких касс и отчётности не понадобится.
Самозанятый свободно может продавать свою продукцию в офлайне и онлайне. Но есть ограничения для этого статуса:
  • Лимит доходов — 2,4 млн ₽ в год.
  • Нельзя нанимать помощников.
  • Нельзя перепродавать чужую продукцию, только собственноручно произведенную.
Налог для самозанятых — 4% с дохода от частных лиц и 6%, если вам платят компании. Удобно, что не нужен расчётный счёт, касса, страховые взносы, бухгалтер и отчётность.
КФХ — крестьянское (фермерское) хозяйство, это почти как ИП, но только именно в сельском хозяйстве. Подходит тем, чей участок больше по площади, чем ограничения для ЛПХ, либо тем, кто хочет нанимать сотрудников и зарабатывать больше, чем лимит в 2,4 млн рублей для самозанятых.
КФХ при установке кассы могут торговать любой маркированной продукцией. Без кассы можно торговать с машин и на развалах арбузами, картошкой и другими овощами, а ещё живой рыбой. Но если привозить эти же продукты клиентам на дом под заказ, то касса уже нужна.
Налог для КФХ — 6% от доходов и нужно сдавать декларацию, а ещё владелец бизнеса обязан платить за себя страховые взносы
ИП на ЕСХН — статус практически аналогичен главе КФХ. При использовании единого сельхозналога у ИП такие же требования по кассе, налогам, страховым взносам, отчётности.
Статус ИП или КФХ нужен, чтобы воспользоваться поддержкой различных государственных программ. Например, грант фермеру выдадут, если он зарегистрирован таком статусе.
ООО для бизнеса на селе нужно выбирать, если планируются серьезные масштабы работы и обороты в миллионы рублей ежемесячно. Это не уровень семейной фермы. Иначе невыгодно содержание ООО: юрлицам дороже обходится ведение бизнеса, расчётный счёт, касса, услуги бухгалтера, да и штрафы для компаний по любым нарушениям в 10 раз больше, чем для предпринимателей.

Требования к фермерской продукции

Продавать картошку, огурцы, яблоки с рук можно без каких-либо документов. Проще всего торговать овощами, фруктами, ягодами, грибами, зеленью — ветеринар на рынке сам проверит их и выдаст заключение на эту продукцию. Смотрят на качество и внешний вид, замеряют уровень нитратов, иногда — радиации.
Мясо, молоко, яйца и даже мёд можно продавать только при наличии справок от своих местных ветеринаров и только на специально оборудованном крытом рынке, где есть ветлаборатория и подходящие места для торговли. На улице продавать мясо не разрешат.
Кроме того, такая продукция подлежит регистрации в системе «Меркурий» — ветеринары оформляют сопроводительную документацию через неё. Сначала они вносят в систему данные про поголовье животных в хозяйстве, затем оформляют каждую партию яиц, мяса, молочных продуктов, отправляемых в продажу. Регистрация в системе доступна и частным лицам, поэтому торговать этими продуктами могут даже владельцы ЛПХ без открытия бизнеса.
Но электронных документов и кодов недостаточно. Есть и дополнительные требования к продуктам животного происхождения.
Яйца на рынке будут просвечивать на специальном приборе — овоскопе, а ещё по одному яйцу из каждого десятка разобьют для проверки содержимого.
Ветеринарам показывают мясо только в тушах, полутушах, четвертинках — разделывать его на филе, рёбрышки или другие части можно только непосредственно при продаже, на самом рынке. Придётся брать с собой необходимый инвентарь — колоду для рубки мяса, топорик и ножи для разделки.
Мясо может быть только охлаждённым, после забоя должно пройти не более 1-2 дней, мясо нельзя замораживать, а можно хранить только при температуре 1-5 градусов тепла, например, в холодильнике или на домашнем леднике.
Нельзя продавать просто так домашние полуфабрикаты — котлеты, пельмени, колбасу, копчёности, даже солёное сало и готовый фарш. На эту продукцию, а также на консервы, требуется декларация или сертификат соответствия, получить которые может только фермер, оформивший ИП или КФХ, прошедший процедуру проверки качества продукции и имеющий подходящий цех. То, что приготовлено на собственной кухне, можно продавать только неофициально — по знакомым, но не на рынке или в магазине.
Молочная продукция, произведённая фермерами, пока не подлежит маркировке, что снимает часть формальностей, связанных с системой учёта «Честный знак». Но это освобождение действует только до 1 декабря 2022 года, дальше придётся регистрировать ИП или КФХ, чтобы получать коды маркировки для продажи молочных продуктов.
За нарушение этих ветеринарно-санитарных норм и отсутствие документов фермера могут оштрафовать на сумму до 1000 ₽. Дополнительно нарушения может найти и Роспотребнадзор, указав на продажу продовольственных товаров ненадлежащего качества.
noteimage
  1. Проще всего торговать своей продукцией среди узкого круга лиц, не выходя в публичное пространство.
  2. Если у вас небольшой участок земли (до 0,5 га) и нет наемных работников, то вы считаетесь главой личного подсобного хозяйства и спокойно можете продавать продукцию без уплаты налога и разных формальностей.
  3. Если участок больше по площади, то лучше оформить статус самозанятого и платить налог с продаж, но также не нужно использовать кассу.
  4. Если же доходы выше лимита для самозанятых и вы используете сельхозземли, то стоит оформиться как глава КФХ или ИП, чтобы проще было с сопроводительной документацией.
  5. Причем дикоросы и продукцию с дачного участка продавать можно без бумаг, главное — выбрать правильное место, которое специально отведено под такую торговлю.
  6. С фермерскими продуктами животного происхождения дело обстоит сложнее — нужно арендовать место на специально оборудованном рынке и приготовить справки от ветеринаров, точнее документацию из системы «Меркурий».
  7. А переработанную сельхозпродукцию — консервы или полуфабрикаты — можно продавать только при условии приготовления не в домашних условиях и оформления дополнительных документов.
noteimage
Поможем подобрать эффективные инструменты для вашего бизнеса. Оставьте заявку, и наши специалисты проведут бесплатную консультацию.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
Статьи Статья по теме #продажи, #законы