Как
оценивать
SEO

Пять
ключевых KPI
Чтобы пользователь, ищущий товары или услуги в интернете, зашел на ваш сайт, он должен увидеть его среди первых результатов поиска. Чем выше ваш сайт на странице, тем больше людей переходит по ссылке на него и совершает покупки.
Чтобы вывести сайт в топ поисковой выдачи, предприниматели нередко обращаются в агентство или к частному подрядчику. На продвижение уходят деньги, SEO занимает много времени. Как понять, что все идет по плану, когда появятся заметные результаты — не всегда ясно.
Алексей Чекушин, создатель сервиса SEO-автоматизации Just-Magic, автор SEO-курсов, расскажет, какие KPI использовать для поискового продвижения.
SEO — оптимизация сайта под запросы пользователей для того, чтобы повысить его позицию в поисковой выдаче. Например, вы набираете в строке поиска: «купить детскую кроватку». В ответ получаете ссылки на сайты, тема которых соответствует запросу. Цель SEO — сделать так, чтобы ваш сайт попал на первую страницу поиска и поднялся как можно выше.

1. Позиции сайта в поисковой выдаче

Позиция сайта, или какое место он занимает в выдаче по конкретным запросам, — показатель эффективного продвижения. Например, вы продаете детскую мебель. Вам нужно попасть в топ результатов поиска по коммерческим запросам: «купить детскую кроватку», «купить комод», и т. д. Тогда на сайт будут приходить люди, заинтересованные в покупке вашего товара.
Кроме того, будет не лишним оказаться в верхних строках поиска по информационным запросам вроде: «выбрать кроватку», «выбрать комод». Даже если люди пока не готовы совершать покупки, они заходят на сайт изучить ассортимент, сохранить понравившиеся позиции, прочитать описания, а значит, могут приобрести ваш товар чуть позже.
Хорошим результатом считают попадание в топ-3 поиска. Конкретные позиции зависят от ниши: чем выше конкуренция, тем больше сайтов претендует на верхние строчки поиска и тем сложнее туда попасть.
Как оценивать. Чем больше страниц вашего сайта в топе поиска — тем лучше. Оценить можно в Яндекс.Вебмастер — это официальный сервис Яндекса для просмотра статистики сайта.
Что может пойти не так. Позиции сайта — не точный показатель. Поисковые сайты персонализируют выдачу в зависимости от интересов пользователя.
Например, вы увидели, что ваш сайт на верхней строке в результатах поиска по запросу «купить коляску». Это не значит, что там же его увидят другие пользователи, это значит, что вы часто посещаете собственный сайт. Человеку, который обычно покупает детские товары в конкретном магазине или ищет его в интернете, на первое место выведут ссылку на любимый магазин, а не на вашу страницу.

2. Рост трафика

Рост трафика — его увеличение с течением времени. Чем выше посещаемость страницы, тем лучше. Как правило, трафик начинает расти с четвертого–шестого месяца и затем увеличивается.
Как оценивать. Смотреть прирост трафика в динамике. Темпы роста зависят от конкуренции в нише, от общего количества сайтов по вашей теме в интернете: чем сайтов больше, тем выше конкуренция.
Посещаемость зависит также от возраста сайта, ассортимента товаров, качества работы над SEO и других факторов.
У проектов, связанных с самыми популярными темами (например, такими как красота, здоровье, дети и т. д.), потенциал роста высокий, но темп набора трафика может быть медленным из-за конкуренции.
В узких нишах рост будет быстрым, но ограниченным. Это закономерно: если вы продаете только обувь 52 размера или работаете на территории небольшого города, то интересующихся товаром или услугой немного, зато и конкуренция маленькая.
Что может пойти не так. Вы видите, что трафик на сайте не растет или растет слишком медленно — значит, есть какие-то существенные причины, мешающие продвижению сайта. Оценивайте рост трафика только в долгосрочной перспективе.

3. Качество трафика

Качество трафика означает, что на сайт приходят люди, которые с большой вероятностью совершат покупку.
Как оценивать. Часто качество трафика оценивают по количеству отказов — тому, как быстро посетитель уходит со страницы. Но эта метрика неточная. Важно не сколько людей уходит со страницы, а сколько заказов вы получаете.
Понять, что трафик качественный, можно с помощью двух параметров. Для коммерческих запросов, например, «купить коляску» — это выручка на одного посетителя, то есть сколько денег вы зарабатываете в пересчете на один визит. Если она слишком низкая, на сайт приходят не те люди, которые хотят купить.
Для информационных запросов вроде «как выбрать коляску» параметр качества — дочитываемость статей, то есть сколько процентов текста в среднем читают посетители.
Например, если большинство людей дочитывает статью до половины, то дочитываемость равна 50%. Если на сайт приходят заинтересованные темой пользователи, то этот показатель должен быть не ниже 60%.
Что может пойти не так. Качество трафика зависит не только от работы специалиста по SEO, но и от всего процесса продвижения. В том числе от того, насколько хорошо сделаны посадочные страницы, дают ли они ответы на все вопросы пользователей. Если вы приводите посетителей на неподготовленный сайт, вы вряд ли сможете добиться высоких результатов.

4. Видимость по семантическому ядру

Видимость сайта по семантическому ядру — процент запросов, которые находятся в топе поисковой выдачи.
Чем выше ваш сайт находится в выдаче по разным запросам, тем выше вероятность клика на него, выше показатель видимости и выше качество SEO.
Как оценивать. У видимости сайта по семантическому ядру сложный механизм расчета. Если на сайте много страниц, то считают видимость по всем, складывая их показатели. Среди специалистов по SEO нет единого мнения о коэффициентах для каждой позиции, поэтому каждый рассчитывает их самостоятельно.
Что может пойти не так. Видимость сайта по семантическому ядру должна увеличиваться, это значит, что при правильном подходе позиции сайта в результатах поиска растут. Если этого не происходит, возможно, стоит сменить подрядчика.
Также важно оценивать, как соотносится рост видимости с ростом числа посетителей сайта. Эти два показателя должны увеличиваться параллельно. Если трафик растет, а видимость нет — значит, вы подобрали не те ключевые запросы для оценки видимости, к вам приходят по другим ключевым словам.

5. Целевые действия

Целевое действие — то, что посетитель должен сделать после просмотра страницы или сайта. Как правило, это заявка, покупка, звонок. Чем больше посетителей приходит на сайт по ссылкам из результатов поиска, тем больше целевых действий они должны совершать.
Как оценивать. Чтобы оценить, насколько увеличилось число целевых действий, вам надо точно знать, откуда приходят посетители. Если вы параллельно используете офлайн-рекламу, то подключите коллтрекинг. Тогда вы сможете отслеживать, из какого источника поступил входящий запрос.
Используйте CRM с коллтрекингом. Система сохраняет статистику звонков и продаж по каждому каналу привлечения клиентов: SEO, контекстная реклама, офлайн-реклама и др.
Что может пойти не так. На целевые действия влияет не только позиция сайта в поисковой системе. Ваш специалист по SEO может хорошо сделать свою работу и вывести сайт в топ поиска, а целевых действий будет не так много, как вы ожидали.
На результате может сказаться неудобный дизайн сайта, необходимость совершать лишние действия при оформлении заказа, длинные формы оформления заявки и другие факторы. Соблюдайте базовое правило: перед тем, как вести посетителей на сайт, приведите его в порядок.

Ключевые KPI в SEO

noteimage
  1. Проверьте, какое место занимает сайт в поисковой выдаче.
  2. Оцените рост трафика: показатель должен увеличиваться с течением времени.
  3. Убедитесь, что к вам приходят нужные посетители — ваш трафик качественный.
  4. Рассчитайте видимость по семантическому ядру и отслеживайте ее в динамике.
  5. Подсчитывайте целевые действия и подключите CRM с коллтрекингом, чтобы понимать, откуда приходят клиенты.
noteimage
Эксперты
personPhoto
Алексей Чекушин, создатель сервиса SEO-автоматизации Just-Magic, автор SEO-курсов