<span>Клиенты</span><br><span>для кальянной</span>

Клиенты
для кальянной

Привлечь
и удержать
Кальянную мы открыли, теперь нужны клиенты. Привлекать клиентов будем с помощью законной рекламы, а удерживать — не только качеством табака и кальянов, но и необычным дизайном и приятной атмосферой.
Вячеслав Потемкин, совладелец Hookah Smokers Lounge, поделился с нами своим опытом открытия и продвижения кальянной.
Что понадобится и на чем можно сэкономить
Что понадобится и на чем можно сэкономить

Способы продвижения

Кальянные — это табак. Реклама табака запрещена, поэтому у кальянных не так много возможностей продвижения. Статья 7 Закона о рекламе запрещает рекламировать табак и все, что к нему относится. Нельзя демонстрировать изображения табака, кальянов, курящих людей, использовать прямую рекламу в соцсетях, на телевидении, городских стендах, билбордах. Если вы захотите пустить аудиорекламу или снять видеоролик с курением кальянов, — такое тоже под запретом.
Также нельзя проводить конкурсы, в которых обязательное условие участия — покупка табака. Культурные, спортивные и другие массовые мероприятия с даже косвенным призывом употреблять табак тоже под запретом. А еще нельзя использовать компрометирующие изображения и нужно соблюдать ограничение 18+. Но владельцы кальянных находят креативные, а главное — законные способы рекламировать кальян без дыма и табака.
quoteIcon
Можно, например, размещать фотографии угля для кальяна известных брендов без указания, что это для кальяна. По закону уголь не относится к курительной продукции. В таком случае вы через аксессуары двойного назначения скрыто информируете клиентов о точках продажи табака и курения кальяна.
quoteIcon
Сергей Бурдов, юрист Кальянного союза, независимый эксперт, аккредитованный Минюстом
Сергей Бурдов, юрист Кальянного союза, независимый эксперт, аккредитованный Минюстом
Вывеска. Атрибуты курения располагать нельзя, но можно сообщить о кальянной с помощью названия. Например, название Hookah Smokers Lounge показывает тем, кто в теме, что здесь можно курить кальян.
Сайт. Обязательно сделайте на нем всплывающее окно, в котором пользователи подтвердят, что им 18 лет. Если хотите продвигать его с помощью баннерной рекламы, рекламируйте не кальяны, а сам сайт. Так вы избежите штрафа за рекламу табака. Есть еще много нюансов, поэтому при создании сайта лучше проконсультироваться с юристом.
Соцсети. В соцсетях разные аудитории, и использовать для продвижения можно все сети: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, TikTok, YouTube и другие. В Instagram многие люди смотрят сториз — короткие видео. Можете записывать их о своей кальянной и выкладывать в профиле. Можно проводить конкурсы, опросы, разыгрывать призы. Только нужно соблюдать правила размещения рекламы и контента.
У каждой площадки есть свои правила. Например, нельзя использовать изображения табачной продукции или процесса курения, нельзя рекламировать сообщества, которые связаны с табачной продукцией.
«Несмотря на жесткие требования социальной сети по соблюдению законодательства, результаты поиска по запросу “кальян” выдают 11 029 сообществ, по запросу “кальянная” — 6 926. Цифры говорят о том, что определенный сегмент рынка все-таки пользуется рекламой онлайн безнаказанно. Но это обычно до первого штрафа. А он может достигать 600 000 ₽».
Мария Ивашнёва, партнер юридической фирмы 2b law office
Если вы все равно видите рекламу кальянных в соцсетях, — значит контролирующие органы это просто не заметили. И, возможно, первый, третий, пятый раз владельцев кальянных не накажут, а потом все равно будет бан и штраф. И все деньги, которые были вложены в рекламу и продвижение, пропадут, потому что бан будет навсегда.
Все активности в соцсетях не должны напрямую рекламировать кальянную. Нельзя писать посты типа «Завтра дымим по полной в 19 вечера на Матросова, 12». Это рискованно. Зато можно продвигать спортивную трансляцию, выступление стендаперов или другое мероприятие, косвенно связанное с кальянами. Например «В 19 вечера дружеский турнир по армрестлингу. Победителю — приз от заведения».
Пользовательский контент — хороший способ продвижения. Можно стимулировать клиентов писать отзывы о заведении и размещать в соцсетях. Если гости сделают несколько кадров в вашей фотозоне и запостят к себе на страницу — тоже хорошо.
Печатная реклама. Можно раздавать флаеры или листовки. Например, если вы проводите турнир по настольным играм в своей кальянной, то можете приглашать на него. При этом на листовках не должно быть изображения кальяна или табака и упоминания о них.
Карты. Размещайте заведения на картах «Яндекса», Google, 2ГИС. Для этого нужно добавить кальянную в справочник или создать страницу, заполнить карточку о компании и подтвердить данные. Сделайте интересное описание кальянной, перечислите основные фишки заведения. В описание добавьте ключевые слова, по которым пользователи смогут вас найти. Следите, чтобы адреса и номера телефонов были правильно написаны.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/22913_img_04.jpg

Дизайн помещения

Иногда люди считают, что дизайн помещения не важен, главное — чтобы кальян был хорошим. Но впечатление о заведении складывается не только из кальяна, а еще из стиля, удобства и комфорта. Клиенты идут не только покурить, но и отдохнуть, расслабиться и посидеть в интересном заведении.
Если вас устраивает дизайн помещения, которое вы арендовали или купили, не хотите вкладываться или нет четкой идеи для стиля кальянной, можете обойтись без ремонта. Для создания чего-то особенного лучше заказать дизайн-проект. Специалисты оценят особенности помещения и предусмотрят важные мелочи.
В дизайн-проекте учтены не только глобальные пункты, например, планировка и особенности помещения, освещение, вытяжка, стиль оформления. Дизайн-проект еще должен отражать задуманную атмосферу. Если вы хотите, чтобы в кальянной был полумрак, тогда вам понадобятся настенные светильники, которые расположены ближе к диванам. Если клиенты будут играть в настольные игры, то света нужно будет больше. Лучше всего использовать мягкий рассеянный свет. Это значит, что вы не используете несколько крупных люстр, а размещаете напольные светильники, бра, зонируете барную стойку. Количество ламп, их мощность, месторасположение тоже зависят от дизайн-проекта.
Если в заведении будут проходить стендапы или музыкальные вечера, то нужно оформить сцену и подумать, как посадить зрителей. Для организации спортивных трансляций нужно подумать, сколько телевизоров понадобится и куда их лучше повесить. И не забудьте про лицензионное разрешение. Нельзя просто так взять, подключиться к телевидению и транслировать каналы.
«Кальянная — это место с публичным показом телепередач. Если хотите показывать произведения, защищенные авторскими правами (клипы, фильмы), то самостоятельно свяжитесь со своим территориальным Российским авторским обществом и заключите с ним отдельный договор».
Владимир Гретченко, менеджер по развитию корпоративных решений и сервисов
Дизайн-проект предусматривает не только глобальную концепцию, но и мелкие детали. Например, расстояние от выключателя до пола, расстояние между столами, чтобы посетители могли одновременно встать и не столкнуться, оставив место для прохода официанту. На первый взгляд, это мелочи, недостойные внимания, но комфорт посетителей складывается как раз из таких мелочей.
Например, у столов в Hookah Smokers Lounge дизайнеры сделали скошенные ножки, чтобы удобнее было вставать с диванов. Мотоциклисты могут снять боты, поставить их сушиться и надеть тапочки. Есть полки под шлемы, зарядки для камеры на шлеме.
https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/22913_img_05.jpg
Вроде мелочь, а удобно. И атмосферу создает

Атмосфера в кальянной

Люди хотят приходить туда, где им комфортно и интересно. Поэтому одними только кальянами не обойтись. Они должны быть главным, но не единственным развлечением в кальянной. Часто в такие заведения приходят и любители кальянов, и их некурящие друзья. О них тоже стоит подумать. Тем более денег такие клиенты могут приносить не меньше — один чайник чая стоит от 400 ₽, а к нему захочется еще что-то заказать.
Еда и напитки. В заведениях, где курят, нельзя оборудовать кухню и готовить еду. Максимум — чай, мороженое. Но можно заказывать в кальянные еду из кафе или ресторанов. Например, в Hookah Smokers Lounge можно приносить алкоголь, но запечатанный. При этом пробкового сбора нет. Пробковый сбор — это определенная сумма, которую гости платят за то, что приносят свой алкоголь. По закону владельцы заведений сами решают, устанавливать сбор или нет.
Просите клиентов сохранять чеки за алкоголь и еду, которые они приносят с собой или заказывают из других заведений. Если внезапно нагрянет проверка, с помощью чека из другого заведения вы сможете доказать, что клиенты купили все это не у вас. Еще можно поставить вендинговые аппараты — в них продаются кофе, батончики, снеки, чипсы, газировка, сок.
quoteIcon
Прямого запрета на установку вендинговых аппаратов нет. Но логичнее зарегистрировать такой аппарат на другое лицо или ИП. Тогда нет прямой юридической связи между оказанием кальянных услуг и продажей еды или напитков.
quoteIcon
Мария Ивашнёва, партнер юридической фирмы 2b law office
Мария Ивашнёва, партнер юридической фирмы 2b law office
Развлечения. В кальянную идут не только покурить, но и пообщаться. Иногда она становится местом постоянных встреч. А значит, нужно предлагать гостям что-то кроме кальянов. Часто в кальянных играют в настольные игры, приставки, мафию и, конечно, пользуются бесплатным интернетом. Владельцы приглашают на топовые спортивные трансляции, выступления стендаперов или музыкантов.
Фишки заведения. Они помогают выделиться среди конкурентов. Может, у вас будет организована необычная фотозона или вы сделаете арт-объект, о котором ваши посетители будут говорить.
Например, Hookah Smokers Lounge — это мотокальяная. Все основатели кальянной — байкеры. Поэтому естественно, что они делали заведение под себя и отразили это в дизайне. В зале стоит настоящий мотоцикл «Урал», выпущенный в 1974 году. Его перебрали, покрасили по всем правилам, деактивировали и сделали изюминкой заведения. А иногда на концертах «Урал» выкатывают вперед и коляска становится VIP-ложей. Возле него организована фотозона.
«В Hookah Smokers Lounge хорошо работает сарафанное радио. Изначально заведение было создано для нашей тусовки, по нашим интересам. Потом мы расширились, но остался изначальный посыл: делать как для себя, качественно. Мы сами пьем чай, сами курим кальяны. Людям у нас нравится и они от души нас рекомендуют. Мы сразу установили правило: кальянная ориентирована на мотоциклистов, но люди, которые не имеют отношения к мотокультуре, не должны чувствовать себя неуютно».
Вячеслав Потемкин, совладелец Hookah Smokers Lounge

Как продвигать кальянную

noteimage
  1. Рекламируйте не само заведение, а активности в нем: музыкальные вечера, конкурсы, квесты.
  2. Рассказывайте о кальянной через вывеску, сайт, соцсети, печатную рекламу, карты, только не нарушайте требования закона. Не используйте изображения табака, кальяна, курящих людей, а при входе на сайт попросите пользователя подтвердить свое совершеннолетие.
  3. Создавайте дизайн, в котором продумана каждая мелочь. Посетители придут туда, где красиво, удобно и можно сделать классные фотографии.
  4. Создайте уютную атмосферу, предложите гостям еще что-то, кроме кальяна.
noteimage
Эксперты
personPhoto
personPhoto
personPhoto
personPhoto