Кальянную мы открыли, теперь нужны клиенты. Привлекать клиентов будем с помощью законной рекламы, а удерживать — не только качеством табака и кальянов, но и необычным дизайном и приятной атмосферой.
Вячеслав Потемкин, совладелец Hookah Smokers Lounge, поделился с нами своим опытом открытия и продвижения кальянной.
Способы продвижения
Кальянные — это табак. Реклама табака запрещена, поэтому у кальянных не так много возможностей продвижения. Статья 7 Закона о рекламе запрещает рекламировать табак и все, что к нему относится. Нельзя демонстрировать изображения табака, кальянов, курящих людей, использовать прямую рекламу в соцсетях, на телевидении, городских стендах, билбордах. Если вы захотите пустить аудиорекламу или снять видеоролик с курением кальянов, — такое тоже под запретом.
Также нельзя проводить конкурсы, в которых обязательное условие участия — покупка табака. Культурные, спортивные и другие массовые мероприятия с даже косвенным призывом употреблять табак тоже под запретом. А еще нельзя использовать компрометирующие изображения и нужно соблюдать ограничение 18+. Но владельцы кальянных находят креативные, а главное — законные способы рекламировать кальян без дыма и табака.
![quoteIcon](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/quote-open@2x.png)
Можно, например, размещать фотографии угля для кальяна известных брендов без указания, что это для кальяна. По закону уголь не относится к курительной продукции. В таком случае вы через аксессуары двойного назначения скрыто информируете клиентов о точках продажи табака и курения кальяна.
![quoteIcon](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/quote-close@2x.png)
Сергей Бурдов, юрист Кальянного союза, независимый эксперт, аккредитованный Минюстом
Сергей Бурдов, юрист Кальянного союза, независимый эксперт, аккредитованный Минюстом
Вывеска. Атрибуты курения располагать нельзя, но можно сообщить о кальянной с помощью названия. Например, название Hookah Smokers Lounge показывает тем, кто в теме, что здесь можно курить кальян.
1/2
Сайт. Обязательно сделайте на нем всплывающее окно, в котором пользователи подтвердят, что им 18 лет. Если хотите продвигать его с помощью баннерной рекламы, рекламируйте не кальяны, а сам сайт. Так вы избежите штрафа за рекламу табака. Есть еще много нюансов, поэтому при создании сайта лучше проконсультироваться с юристом.
Соцсети. В соцсетях разные аудитории, и использовать для продвижения можно все сети: «ВКонтакте», TikTok, YouTube и другие. Многие люди смотрят сториз — короткие видео. Можете записывать их о своей кальянной и выкладывать в профиле. Можно проводить конкурсы, опросы, разыгрывать призы. Только нужно соблюдать правила размещения рекламы и контента.
У каждой площадки есть свои правила. Например, нельзя использовать изображения табачной продукции или процесса курения, нельзя рекламировать сообщества, которые связаны с табачной продукцией.
«Несмотря на жесткие требования социальной сети по соблюдению законодательства, результаты поиска по запросу “кальян” выдают 11 029 сообществ, по запросу “кальянная” — 6 926. Цифры говорят о том, что определенный сегмент рынка все-таки пользуется рекламой онлайн безнаказанно. Но это обычно до первого штрафа. А он может достигать 600 000 ₽».
Мария Ивашнёва, партнер юридической фирмы 2b law office
Если вы все равно видите рекламу кальянных в соцсетях, — значит контролирующие органы это просто не заметили. И, возможно, первый, третий, пятый раз владельцев кальянных не накажут, а потом все равно будет бан и штраф. И все деньги, которые были вложены в рекламу и продвижение, пропадут, потому что бан будет навсегда.
Все активности в соцсетях не должны напрямую рекламировать кальянную. Нельзя писать посты типа «Завтра дымим по полной в 19 вечера на Матросова, 12». Это рискованно. Зато можно продвигать спортивную трансляцию, выступление стендаперов или другое мероприятие, косвенно связанное с кальянами. Например «В 19 вечера дружеский турнир по армрестлингу. Победителю — приз от заведения».
Пользовательский контент — хороший способ продвижения. Можно стимулировать клиентов писать отзывы о заведении и размещать в соцсетях. Если гости сделают несколько кадров в вашей фотозоне и запостят к себе на страницу — тоже хорошо.
1/3
Печатная реклама. Можно раздавать флаеры или листовки. Например, если вы проводите турнир по настольным играм в своей кальянной, то можете приглашать на него. При этом на листовках не должно быть изображения кальяна или табака и упоминания о них.
Карты. Размещайте заведения на картах «Яндекса», Google, 2ГИС. Для этого нужно добавить кальянную в справочник или создать страницу, заполнить карточку о компании и подтвердить данные. Сделайте интересное описание кальянной, перечислите основные фишки заведения. В описание добавьте ключевые слова, по которым пользователи смогут вас найти. Следите, чтобы адреса и номера телефонов были правильно написаны.
![https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/22913_img_04.jpg](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/22913_img_04.jpg)
Дизайн помещения
Иногда люди считают, что дизайн помещения не важен, главное — чтобы кальян был хорошим. Но впечатление о заведении складывается не только из кальяна, а еще из стиля, удобства и комфорта. Клиенты идут не только покурить, но и отдохнуть, расслабиться и посидеть в интересном заведении.
Если вас устраивает дизайн помещения, которое вы арендовали или купили, не хотите вкладываться или нет четкой идеи для стиля кальянной, можете обойтись без ремонта. Для создания чего-то особенного лучше заказать дизайн-проект. Специалисты оценят особенности помещения и предусмотрят важные мелочи.
В дизайн-проекте учтены не только глобальные пункты, например, планировка и особенности помещения, освещение, вытяжка, стиль оформления. Дизайн-проект еще должен отражать задуманную атмосферу. Если вы хотите, чтобы в кальянной был полумрак, тогда вам понадобятся настенные светильники, которые расположены ближе к диванам. Если клиенты будут играть в настольные игры, то света нужно будет больше. Лучше всего использовать мягкий рассеянный свет. Это значит, что вы не используете несколько крупных люстр, а размещаете напольные светильники, бра, зонируете барную стойку. Количество ламп, их мощность, месторасположение тоже зависят от дизайн-проекта.
1/3
Если в заведении будут проходить стендапы или музыкальные вечера, то нужно оформить сцену и подумать, как посадить зрителей. Для организации спортивных трансляций нужно подумать, сколько телевизоров понадобится и куда их лучше повесить. И не забудьте про лицензионное разрешение. Нельзя просто так взять, подключиться к телевидению и транслировать каналы.
«Кальянная — это место с публичным показом телепередач. Если хотите показывать произведения, защищенные авторскими правами (клипы, фильмы), то самостоятельно свяжитесь со своим территориальным Российским авторским обществом и заключите с ним отдельный договор».
Владимир Гретченко, менеджер по развитию корпоративных решений и сервисов
Дизайн-проект предусматривает не только глобальную концепцию, но и мелкие детали. Например, расстояние от выключателя до пола, расстояние между столами, чтобы посетители могли одновременно встать и не столкнуться, оставив место для прохода официанту. На первый взгляд, это мелочи, недостойные внимания, но комфорт посетителей складывается как раз из таких мелочей.
Например, у столов в Hookah Smokers Lounge дизайнеры сделали скошенные ножки, чтобы удобнее было вставать с диванов. Мотоциклисты могут снять боты, поставить их сушиться и надеть тапочки. Есть полки под шлемы, зарядки для камеры на шлеме.
![https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/22913_img_05.jpg](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/22913_img_05.jpg)
Вроде мелочь, а удобно. И атмосферу создает
Атмосфера в кальянной
Люди хотят приходить туда, где им комфортно и интересно. Поэтому одними только кальянами не обойтись. Они должны быть главным, но не единственным развлечением в кальянной. Часто в такие заведения приходят и любители кальянов, и их некурящие друзья. О них тоже стоит подумать. Тем более денег такие клиенты могут приносить не меньше — один чайник чая стоит от 400 ₽, а к нему захочется еще что-то заказать.
Еда и напитки. В заведениях, где курят, нельзя оборудовать кухню и готовить еду. Максимум — чай, мороженое. Но можно заказывать в кальянные еду из кафе или ресторанов. Например, в Hookah Smokers Lounge можно приносить алкоголь, но запечатанный. При этом пробкового сбора нет. Пробковый сбор — это определенная сумма, которую гости платят за то, что приносят свой алкоголь. По закону владельцы заведений сами решают, устанавливать сбор или нет.
Просите клиентов сохранять чеки за алкоголь и еду, которые они приносят с собой или заказывают из других заведений. Если внезапно нагрянет проверка, с помощью чека из другого заведения вы сможете доказать, что клиенты купили все это не у вас. Еще можно поставить вендинговые аппараты — в них продаются кофе, батончики, снеки, чипсы, газировка, сок.
![quoteIcon](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/quote-open@2x.png)
Прямого запрета на установку вендинговых аппаратов нет. Но логичнее зарегистрировать такой аппарат на другое лицо или ИП. Тогда нет прямой юридической связи между оказанием кальянных услуг и продажей еды или напитков.
![quoteIcon](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/quote-close@2x.png)
Мария Ивашнёва, партнер юридической фирмы 2b law office
Мария Ивашнёва, партнер юридической фирмы 2b law office
Развлечения. В кальянную идут не только покурить, но и пообщаться. Иногда она становится местом постоянных встреч. А значит, нужно предлагать гостям что-то кроме кальянов. Часто в кальянных играют в настольные игры, приставки, мафию и, конечно, пользуются бесплатным интернетом. Владельцы приглашают на топовые спортивные трансляции, выступления стендаперов или музыкантов.
1/3
Фишки заведения. Они помогают выделиться среди конкурентов. Может, у вас будет организована необычная фотозона или вы сделаете арт-объект, о котором ваши посетители будут говорить.
Например, Hookah Smokers Lounge — это мотокальяная. Все основатели кальянной — байкеры. Поэтому естественно, что они делали заведение под себя и отразили это в дизайне. В зале стоит настоящий мотоцикл «Урал», выпущенный в 1974 году. Его перебрали, покрасили по всем правилам, деактивировали и сделали изюминкой заведения. А иногда на концертах «Урал» выкатывают вперед и коляска становится VIP-ложей. Возле него организована фотозона.
1/2
«В Hookah Smokers Lounge хорошо работает сарафанное радио. Изначально заведение было создано для нашей тусовки, по нашим интересам. Потом мы расширились, но остался изначальный посыл: делать как для себя, качественно. Мы сами пьем чай, сами курим кальяны. Людям у нас нравится и они от души нас рекомендуют. Мы сразу установили правило: кальянная ориентирована на мотоциклистов, но люди, которые не имеют отношения к мотокультуре, не должны чувствовать себя неуютно».
Вячеслав Потемкин, совладелец Hookah Smokers Lounge
Как продвигать кальянную
![noteimage](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/22913_raskrutit_kaliannuiu_vyvod.png)
- Рекламируйте не само заведение, а активности в нем: музыкальные вечера, конкурсы, квесты.
- Рассказывайте о кальянной через вывеску, сайт, соцсети, печатную рекламу, карты, только не нарушайте требования закона. Не используйте изображения табака, кальяна, курящих людей, а при входе на сайт попросите пользователя подтвердить свое совершеннолетие.
- Создавайте дизайн, в котором продумана каждая мелочь. Посетители придут туда, где красиво, удобно и можно сделать классные фотографии.
- Создайте уютную атмосферу, предложите гостям еще что-то, кроме кальяна.
![noteimage](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/22913_raskrutit_kaliannuiu_vyvod.png)
Эксперты
![personPhoto](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/expert/b2b_expert_Potemkin.jpg)
Вячеслав Потемкин, совладелец Hookah Smokers Lounge
![personPhoto](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/expert/b2b_expert_Burdov.png)
Сергей Бурдов, юрист Кальянного союза, независимый эксперт, аккредитованный Минюстом
![personPhoto](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/expert/b2b_expert_Ivashneva.jpg)
Мария Ивашнёва, партнер юридической фирмы 2b law office
![personPhoto](https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/expert/b2b_expert_Gretchenko.png)
Владимир Гретченко, менеджер по развитию корпоративных решений и сервисов